Журнал FUZZ 3/2003. Рецензия Екатерины Борисовой на альбом «Отец Василий & The Kürtens»

Когда наивный Василий принялся щедрой рукой раскидывать по городам исторической родины свой двойной альбом (см. FUZZ №4/2002), умные люди вскоре растолковали ему, что так у нас тут поступать не принято. После чего двойник был попросту поделен пополам.

Отец Василий & THE KÜRTENS «Отец Василий & The Kürtens»
Lem/Nausea
ffff

Для практичности распространения. Но данную его половину стоит-таки рассмотреть как самостоятельную альбомную единицу. Во-первых, потому что она имеет более широкое хождение (не без помощи «Бомбы-Питер», выпустившей кассетный вариант), во-вторых, — из-за нескольких песен, в упомянутый двойник не входящих. Их четыре: частушечный «Карлссон», который грозится стать для Василия таким же проклятием, как «Элис» для Башакова или «Сказка О Карле» для Наумова; ёрнический боевик «Жопа»; язвительные «Интеллигенты» с куплетами, структурированными в духе кинчевского «Меломана» (ну, или майковского «Пригородного Блюза» — как вам ближе) и ураганным припевом; и «Скажи Ей», которую почему-то хочется назвать военной балладой, хотя по тексту она — о любви. Собственно, война (более внутренняя, чем внешняя) и любовь есть и во всех прочих песнях, — так же как и с иронией упомянутое автором «чувство дежа вю», не только возникающее у слушателя (перечень музыкантов, с которыми сравнивают — безосновательно или нет — Василия, может занять всю полезную площадь этой рецензии, не объяснив почти ничего), но и неизбежно присутствующее в творчестве человека, опоздавшего родиться вблизи истоков рок-н-ролла. Так что ж, песен не писать, склонившись перед Нейлом Янгом, Ником Кейвом и другими предтечами? Из реки этой черпали все, но распоряжается почерпнутым каждый по-своему. И главный талант Василия (не считая, разумеется, умения сочинять и исполнять), главное достоинство его песен — в том, что, даже узнавая источники, любую воспринимаешь как что-то совершенно новое, незаемное, неожиданное. Будто, услышав и впитав все нужное, он это тут же и отмел — и начал заново, с чистого листа, с первого вздоха, крика, слова, звука… В любви и на войне все средства хороши, здесь они все и есть. Кроме обмана, который невозможен, когда делаешь что угодно — впервые. Когда свободен и наг. Когда нечего терять.

Наивно, быть может, ждать успеха с такой тактикой, но речь тут не об успехе. Надо просто уметь любить. И воевать за то, что любишь. Остальное — придет.

Е. Борисова
FUZZ №3/2003