Журнал FUZZ 2/2004. Рецензия Екатерины Борисовой и Людмилы Ребриной на Трибьют Пикника

История отечественного трибьютостроения напоминает эволюцию института брака. Сперва женятся по любви, хоть и не всегда удачно, – «Странные Скачки»; потом по расчету или по указке родителей – «КИНОпробы» и обе подборки перепевок ГО; теперь две шеренги брачующихся (артистов и песен) механически выстраиваются друг против друга и строем попарно отправляются в церковь. Не только о чувствах или пользе, но и о праве выбора речи нет. Судьба такой.

ЖЕНИТЬСЯ ШАГОМ МАРШ!
ПИКНИК (ТРИБЬЮТ)
Мистерия Звука
fff

ПИКНИК (ТРИБЬЮТ)

Именно таким подходом веет от трибьюта ПИКНИКУ: равнодушие исполнителей к материалу, отсутствие интересных идей. Большинство номеров – «лобовые» перепевки с минимумом изменений: отметилось, и с плеч долой. Впечатление принудительности акта усиливается и скудостью выбора: в альбом вошло несколько вариантов одних и тех же песен. Взяли то, что поближе лежит, что попроще сделать, – без азарта, без желания копнуть глубже… Кто с ружьем-то над ними всеми стоял?

В общей серости (и это об артистах, которые сами по себе отчетливо индивидуальны, – Кашин, ЧАЙФ, Арефьева!) робким лучиком светятся достаточно интеллигентные версии Ю-ПИТЕРА и НАСТИ. Обе группы выбрали нестандарт («Сурги И Лурги» и «Нигредо» соответственно), а Полева – еще и песню, которая изначально не была «обычной пикниковской». Результат не потрясает, но и не разочаровывает.

Неважно показали себя и те, кто мог удивить: Вадим Самойлов – удачная аранжировка, вполне адекватная посылу песни «Я Невидим», но полный прокол по вокалу; и ТОРБА-НА-КРУЧЕ, от которой после «Философской Песни О Пуле» ждалось еще одного чуда, – а вышел не «Иероглиф», а клякса. Но если эти варианты будят лишь досаду, то Юта, известная любительница измываться над чужими текстами, проследовавшая по ее стопам манерная ЗАМША и похабные ЛЕПРИКОНСЫ – непроходящее чувство гадливости. Притом что – парадокс! – ЗАПРЕЩЕННЫЕ БАРАБАНЩИКИ, ухитрившиеся превратить мистическую «Ночь» в бананово-лимонный ретро-шлягер, никакого внутреннего протеста не вызывают. Смешно и не пошло. Хотя тоже не шедевр.

Главный прокол трибьюта – ушла магия, та атмосфера таинства, которая выделяла ПИКНИК из числа всех прочих групп. Любой коллектив, взявшийся воссоздать в рамках поставленной трибьют-задачи нечто похожее (даже полностью изменив всё прочее), уже был бы достоин похвалы. Попытались лишь двое – Самойлов и еще ВИА ГАГАРИН; но последних снесло в сторону GREGORIAN и к месту назначения, увы, не вынесло. В таком контексте совершенно инфернально звучат DEADУШКИ с оригинальным вокалом Шклярского – как напоминание о том, как оно вообще-то должно быть… Всерьез задумаешься: а не стоило ли отдать дело на откуп разным готам, индустриальщикам и дум-металлерам? Они наверняка не допустили бы еще одного прокола – по драйву, которого здесь ни у кого днем с огнем не сыщешь.

Исключений, опять же, два: Василий К. & THE KÜRTENS – «Мы Как Трепетные Птицы», сделанная как раз по любви, задолго до проекта; и финальная, на редкость стервозная «Шарманка» Юлии Теуниковой с ГОРОДОМ МАКОНДО; оба коллектива сделали версии не только драйвовые, но и в меру ироничные.

В общем, из каверов на яркие и изначально хитовые вещи ПИКНИКА настрогался средненький поп-роковый сборничек, несколько утомительный для прослушивания, – как и любая обязаловка. Кто там нынче в очередных кандидатах на трибьют? АКВАРИУМ? Ну, счастья ему и здоровья…

Екатерина Борисова и Людмила Ребрина
FUZZ №2/2004