Комментарии к «Практике проведения квартирных концертов»

(или опыт не постороннего творческого процесса). М.М. НОКС отвечает на Как делается квартирник. Пособие для начинающих

Во первых строках оговорюсь, что принимаю без доказательств тот факт, что речь в комментируемом трактате идет об организации квартирника иногороднему артисту. Это весьма важная подробность, поелику квартирник земляку делать намного проще: отпадают вопросы проживания, кормления и развлечения артиста и в значительной мере упрощается его транспортировка, а также оповещение страждущих его услышать. Кроме того, существует еще такая разновидность квартирников как «квартирник для своих» — в данном варианте собираются по большей части друзья и знакомые, а вопрос о деньгах не встает вовсе. Да, представьте, бесплатные квартирники существуют, и не только по причинам «свойскости» — есть еще отдельные особи, которым возможность показать новый материал в узком кругу важнее надобности выкачать из этого круга дензнаки. Причины бескорыстия, впрочем, могут быть и другими, углубляться в них не стану, остановлюсь на том, что каждый артист решает этот вопрос сам. И, естественно, сообщает о своем решении организатору квартирника.

№2
Нет особого смысла приглашать чересчур известных музыкантов. (Смысл, конечно, есть, но боюсь, что когда Вы узнаете гонорары вашего «кумира», то отношение к нему полностью изменится).

«Чересчур» (интересно, где проходит граница?) известные музыканты квартирников не играют вообще. Это факт. Но если вам все-таки встанет в голову пригласить кого-то из них, и он, к вашему превеликому изумлению, по какой-то прихоти ответит согласием, то беспокоиться надо не о его предполагаемых гонорарах (за право посидеть у левой коленки, скажем, БГ и послушать его бессмертные произведения с означенного расстояния любой фанат заплатит столько, сколько скажут), а о целостности того жилья, где оное действо будет происходить: разнесут в щепы, а щепы потом растащат на сувениры.

№3
Очень важно правильно выбрать время проведения квартирника. Лучше избегать массовых праздников, намеченных правительством на эти дни. В противном случае, ваша акция останется незамеченной, поскольку у всех и так будет повод выпить пива…

Вы зовете на квартирник не «всех», а тех, кому приглашенный артист хотя бы потенциально интересен. Поэтому выбор — пиво без артиста или пиво с артистом — для них очевиден. Так что массовые праздники можно в этом смысле смело приравнивать к обычным выходным. Тем более что некоторые артисты совмещают творчество с посещением казенной службы, и выбраться куда-либо в иной город им проще как раз в дни общенародных гуляний.
Оптимальный вариант — суббота, воскресение (возможна пятница, вечер).
Это верно, за малым исключением: если концерты артиста настолько редки и долгожданны, что ради него можно похерить сон, отдых и все, что угодно. Тогда можно устраивать концерт хоть в понедельник в пять утра, хотя, конечно, лучше выбирать менее экстремальные дату и время.

№6
По телефону (Интернету, через знакомых, через знакомых знакомых, посредством голубиной почты и т.д.) Вы связываетесь с интересующим Вас человеком (учитывая пункт №2). Оговариваете гонорар, дату проведения (учитывая пункт №3), и условия концерта.

Вообще-то редкие безумцы (даже из не чересчур известных артистов) едут в другой город только ради квартирного концерта. Но даже если «ваш» артист именно из таких, то не мешало бы предварительно подумать о других вариантах, как то: концерт в клубе, кафе, актовом зале школы/ВУЗа и т.д. В случае удачи ваши расходы (кстати, кто сказал, что расходы должны быть только вашими? Хотя бы часть их должна вычитаться из концертного сбора, а хорошим тоном считается заранее оговоренный его процент, выделяемый организатору за труды — обычно от 10% до 25%) сократятся, ибо их разделят с вами владельцы соответствующего заведения. Доходы, впрочем, разделят тоже, но о доходах здесь, как будто, речи не идет; общий же смысл совета в том, чтоб артист все-таки показал себя большему количеству народа, чем помещается в вашу квартиру. Оптимальный вариант — два (три) концерта за один приезд: клуб (для масс) и квартира (для особых любителей артиста). И только если казенное помещение/мероприятие вам не по зубам и силам, стоит делать лишь квартирник.

Уточните, будет ли акустика в чистом виде или необходимы микрофон, подзвучка и т.д. Не мешает узнать в каком составе он приедет (возможны ещё какие-то музыканты из группы — скрипка, перкуссия и т.д. + продюсер + жена с ребёнком, которых некуда деть + просто хороший знакомый, которому в день концерта нечем было заняться).
Я не знаю таких сумасшедших групп, которые ездили бы в другой город только ради квартирника (см. предыдущий абзац), или таких психов, которые таскали бы на свои иногородние квартирники жен с детьми. Но, возможно, таковые есть…

Что касается микрофонов и пр. достижений цивилизации. Они нужны только в трех случаях: 1) если ваша квартира поражает воображение своими размерами, 2) если все происходящее фиксируется на аудиоаппаратуру (в таким случае вам понадобится хоть какой-нибудь пульт, несколько стоек — или хотя бы лыжных палок, — десяток различных проводов с различными разъемами, мотки скотча, а также человек, который умеет со всем этим обращаться (музыкант умеет отнюдь не всегда!)), 3) если у артиста, мягко говоря, не очень сильный голос, а по гитаре он лупит как зверь (или, наоборот, орет как резаный, а играет переборчиком по нейлону). Во всех прочих вариантах микрофоны и другая аппаратура — просто ненужная роскошь, а в случае группового музицирования еще и вредная: попробуйте-ка послушать «электрическую» (или даже «полуэлектрическую») программу в пространстве 15-20 кв. м., битком набитом народом! Уверяю вас, ничего внятного не услышите.

Сразу оговорите дату и время отъезда, и вид транспорта. Возможно, что придётся купить билеты заранее. Для этого необходимо знать полное имя (ФИО), номер и серию паспорта.
Учтите, что далеко не в любой транспортной кассе вам дадут билет по бумажке с паспортными данными артиста, так что иногда приходится дожидаться его приезда. Стандартный расклад оплаты проезда таков: до вашего города артист сам покупает билет (вы возвращаете его стоимость при встрече), обратный билет покупаете ему вы.

№7
Квартира. Квартира должна быть большой, по крайней мере, одна из комнат. Желательно трехкомнатная. По возможности лишенной родителей, родственников, котов, собак и всяческой мебели.

Кое-какую мебель (диван, стулья, табуретки, не слишком ценный ковер и пр. посадочные места) лучше все-таки оставить. Сделайте все от вас зависящее, чтоб на квартирнике не было детей! Это мука и для них, и для всех присутствующих.

В большой будет концерт. В одной музыкант будет готовиться к концерту: настраивать инструмент, повторять тексты песен, нервно курить и ходить из угла в угол. Третью придется переоборудовать под гардероб.
Под временную гримерку (где музыкант будет готовиться и т.д.) можно приспособить кухню при условии ее мало-мальской вместительности. Само собой, вход в гримерку должен быть воспрещен всем, кроме организатора/владельца жилплощади и особо близких музыканту людей (в разумном количестве).

Учтите, что в квартире будут курить и пить. Лучше запастись пепельницами и пластиковыми стаканчиками.
Очень не советую разрешать слушателям пить и особливо курить в «концертной» комнате. Все-таки это не кабак, да и дышать чем-то надо (а из открытого окна или форточки дует даже летом). Лучше устраивать один-два перекура по ходу концерта, и на перекуры выгонять слушателей на лестницу (или на кухню, если она не приспособлена под временную гримерку). Вместо пепельниц можно обойтись консервными банками — и не жалко, и уборку делать легче. Обязательно просите слушателей снимать обувь (заставить их накануне постирать носки вы, конечно, не в силах, но лучше три часа нюхать это, чем трехкратно мыть пол).
Кстати: помните, что слушатели будут еще и уборной пользоваться! Со всеми возможными последствиями…

№8
Аудитория. Чем больше Вы соберёте на концерт Ваших знакомых, тем лучше (для всех). Опытным путем установлено, что в среднестатистическую квартиру помещается порядка 40 человек. В любом случае придется делать и клеить афиши. Оптимальный вариант — формат А4, ч/б. Если всё делать грамотно, то на город в 500 000 хватает 150 афиш.

Афиши, ребята, — это фигня. Искомые 40 человек придут на квартирник и методом голубиной почты/сарафанного радио. Или не придут, но это зависит от вашего личного организаторского таланта, а не от наличия афиш. В большом городе на всякую хреновину, что висит на заборах, никто не обратит внимания, в небольшом же обратят такое внимание, что к вам припрется не 40 человек, а 400. С чадами и домочадцами. Оно вам надо?
Если вам просто очень хочется сделать афиши, то сделайте их штук 10-20, и повесьте в местах скопления потенциальных слушателей, как то: рок-магазины (в Питере, например, идеальное место — «Караван»), клубы, доска объявлений ВУЗа/школы, где вы учитесь и пр. Этого вполне достаточно. Проверено на опыте.

Обязательно должен быть постоянно действующий телефон.
Ни в коем случае не указывайте на афише (если вы все-таки решили ее сделать) телефон и/или домашний адрес! Хлопот не оберетесь, — и с органами правопорядка, и с праздно любопытствующими, и с разного рода неспроста интересующимися. Если концерт проходит в клубе, кафе и пр. (см. №6) — укажите его адрес и телефон кассы, если это квартирник — место сбора (по схеме: «32 мартобря, встречаемся в 18:00 у памятника собаке Баскервилей») и ничего более. Можно тонко намекнуть на то, что квартирник платный. Если вы уверены в своей неуязвимости для налоговой полиции, — ставьте на афише цену.

№9
С момента появления афиш кто-то должен сидеть на телефоне и отвечать на звонки. Что за группа? Когда будет? Сколько стоит? Если всех всё устраивает, — предоставляйте информацию о месте сбора. (Должна быть некая нейтральная территория, недалеко от самой квартиры). Зачем лишний раз светить квартиру хороших людей?
Вот-вот. И см. два предыдущих абзаца.

№10
День концерта. Самый непредсказуемый момент всего мероприятия. Здесь-то и понадобятся три человека. Один готовит квартиру к концерту, другой ждёт звонка с вокзала от музыканта. Третий отвозит музыканта на квартиру. При наличии мобильной связи и заранее убранной квартиры — этот момент значительно упрощается.

Если заранее оговорено время приезда и вид транспорта, — не проще ли сразу поехать на вокзал и встретить музыканта? А квартиру можно приготовить накануне, так что со всем этим можно справиться и в одиночку. Кстати, если есть такая возможность, — устраивайте квартирник на следующий день после приезда музыканта, особенно если он приезжает не рано утром, а днем или ближе к вечеру. Ибо: самолет/поезд/пароход могут опоздать, артист при сошествии с оного может оказаться болен/пьян/невменяем/утомлен поездкой. И таким образом мероприятие или будет сорвано, или пройдет в обстановке, скажем так, нервной. Что никому не на пользу. Зарезервируйте лучше некое буферное время: если с артистом все в порядке, — он погуляет по городу, спокойно помоется, поест и отдохнет, если в порядке далеко не все, — вы успеете хоть что-то исправить.

№11
Концерт. Теперь от Вас ничего не зависит…

Еще как зависит! Расслабляться нельзя до того момента, пока последний гость не будет благополучно выдворен восвояси, а артист — усталый и довольный (или усталый и недовольный) не примется за заслуженный отдых. Впрочем, расслабляться не следует и тогда. Рассчитывайте на то, что вам лично отдыхать придется лишь после того, как вы разберетесь с деньгами, с уборкой, с соседями/милицией/родственниками, посадите артиста в обратный транспорт и помашете ему вслед платочком. Не ранее.

М.М. НОКС