Интервью из газеты «МК в Питере»

Кирилл Мясников, МК в Питере от 2004-06-11

Арт-эксклюзив: Василий К. пересчитал грани стакана

Ваятель интернационального авангарда, странствующий философ и проповедник от рок-музыки Василий К. в минувший уик-энд посетил город на Неве.

Следующее шоу русско-шведского рокера (как известно, Василий уже давно живет на два дома: в Москве и в маленьком шведском университетском городке Лунде) планируется лишь в конце августа в одном из клубов — так что очередной квартирник нам, видимо, «светит» не скоро. Особо преданные фэны после таких неутешительных известий могли впасть в продолжительную ипохондрию и даже вообще свалить в первопрестольную на концерт пост-рок-дивы P.G. Harvey. Если бы не одно но. Дожить до ближайших live-инсталляций мурманского постмодерниста помогут два последних аудиотворения «K.& Kurtens», которые Отец Василий на радость страждущей публике привез из заморских далей. Первое — долгожданный концертник «русского Кэйва». Диск «Мы все!» уникален по двум причинам. Во-первых, он, как водится, не предназначен для тиражирования, во-вторых, на нем можно застать всех коллег Василия по студийной деятельности, что уже само по себе сенсация («кюртенсы» который год нигде не работают, и вытащить их на гастроли — уже подвиг!). Об альбоме «Г.О.С.» («Грани одного стакана») разговор отдельный. Если и раньше опусы К. с трудом вписывались в какие бы то ни было стилистические рамки, то теперь его, наверное, и вовсе назовут Сальвадором Дали русского рока. Это и industrial в духе «EINSTURZENDE NEUBAUTEN», и старый добрый хард, и эксперименты с роялем. Все это, по Василию, всего лишь «Грани одного стакана» (рецензии на оба диска читайте в следующем номере). Казалось, теперь двери к жанровому моделированию распахнуты как никогда широко, и не за горами очередные новаторские свершения. Каково же было мое удивление, когда при встрече Василий сообщил мне, что в его ближайших планах полностью отказаться от концертного сотрудничества с «The Kurtens», а его песни планируются к использованию в телесериалах. Да уж, решительно, от этого человека можно ждать чего угодно!

— Расскажи о своем новом творении.

— «Г.О.С.» — экспериментальная, нетрадиционная вещь даже для моего творчества. Там очень много совершенно разных, иногда сложных для восприятия составляющих. Есть композиции, написанные по всем канонам классического американского минимализма, куча нойзовых эффектов задействована. Наверное, он многим будет непонятен, хотя мне очень дорог. Название диска умышленно объяснять не буду. Тот, кто раскрывает символ, идет на риск — я этого давно не делаю.

— А какие планы у тебя?

— Видимо, мои песни осенью будут идти soundtrack-ом к сериалу, который будут показывать на одном из телеканалов. Это «Алиса с собой», «То, что здесь», «Скажи ей» плюс инструментальные обработки их тем.

— Говорят, электрический состав собираешь?

— Давно пора было. «Кюртенсы» кайфовые ребята, конечно, но гастроли с ними — гиблое дело. Они очень не любят работать, и, видимо, это никогда не случится. На выезд обычно просто денег не хватает. Сейчас уже есть барабанщик и клавишник. На клавишных будет Петр Акимов, человек, который мне по духу ближе всех из известных музыкантов, очень компетентный в культурном отношении. Мы уже вдвоем выступаем регулярно.

— Не надоело разрываться между двумя странами?

— Парадоксально, это сейчас оптимальный вариант. Я русский душой, но местные реалии на меня в последнее время давят все больше. Доходит до того, что я приезжаю в Швецию после России отдыхать, и мне первое время всем морду набить хочется. Хотя и там многое напрягает. Например, то, что спиртное можно купить только по будням в трех магазинах в городе. Иначе дуй в бар и плати 50 крон за пиво. Поэтому бодун по выходным очень жесткий, с привкусом финансового краха.

— Для тебя многое значит общественное мнение?

— Нормально, когда люди называют тебя постмодернистом, нонконформистом, с авангардистами западными сравнивают — все это в творчестве есть. Ужасно, когда начинают отсебятину придумывать. Указывают на сходство песен с Кинчевым, Чижом — теми людьми, которые для меня ничего не значат. То есть, если, например, у тебя песня с матом, значит, ты со Шнуром в одном классе учился. Или клеймят в измене Родине. У нас вообще принято обвинять человека либо в слишком большом патриотизме, либо в его отсутствии. Меня почему-то обвиняют и в том, и в другом. А самое неприятное, когда после концерта подходят ребята и говорят: «Ты молодец, песенки под гитару поешь, за душу цепляют. Это по-нашему, по-русски. Вот только зачем ты во втором отделении каких-то экспериментов левых наворотил!» Они не понимают, что любой художник эгоистичен, для меня важнее найти выплеск для себя, чем кому-то что-то доказывать.

Кирилл Мясников
МК в Питере от 2004-06-11