Газета «МК в Питере», 18.06.2004. Статья

Ценитель и тонкий знаток глубин и широт бескрайней русской души рок-бард Василий К., уже который год живущий в далекой Швеции, как-то метко выразился в адрес местного населения: «О чем говорить с людьми, в языке которых отсутствуют слова «интеллигент» и… (впрочем, второе слово нецензурное, хоть и очень образное)».

Арт-обозрение: Однажды в России

Сие высказывание четко отражает отношение и пожелания Отца Василия в отношении студийно-концертной деятельности, шведских детей, братьев и коллег. Шведы К. («The Kurtens») — романтики и славянофилы, с почти русским менталитетом и нашим же отсутствием чувства меры. Они обожествляют Достоевского, могут на протяжении часа «пилить» рок-н-ролльный квадрат и не прочь заползти под стол после двух стаканов портвейна, а иногда даже, преодолевая природную лень, выбираются на гастроли в город Высоцкого и Булгакова. Один из этих редких выездов запечатлен на дебютном живом альбоме «K. & The Kurtens» «Мы все!». Диск, записанный в конце сезона-2003 в одном из московских клубов — реликт во многих отношениях. Индастриэл, ортодоксальный примитивизм и рок-н-ролльный постмодерн — все в исполнении заморских гостей звучит убедительно и прочувствованно. Тем печальнее, что блистательный альянс двух К. мы в гостях, видимо, больше не увидим — Василий окончательно уходит в сольное плавание с новым концертным составом. Что ж, надеюсь, в добрый час.

Как и любой уважающий себя рок-пророк, Отец Василий, не обнаружив своего кармического предназначения в родном отечестве и отражении земных реалий, тем не менее ни на мгновение не останавливается в поиске единственно верной жизненной правды и гармонии, отражая шаги по постижению мира и собственного сознания в студийных аудиооткровениях. В текущем году петляющая тропа проб и ошибок привела его в дремучие дебри музыкальных экспериментов под названием «Грани одного стакана». Альбом, который вряд ли увидит большой свет даже при удачном стечении обстоятельств, мягко говоря, не рассчитан на широкую аудиторию. Приверженцы ортодоксальных течений его просто не поймут. Для русского рока здесь слишком мало сентиментальности и картинного патриотизма, для харда многовато экзотики, для авангарда и прогрессива недостаточно строгой концептуальности и импровизаций. В одном ряду стоят «Тумбалалайка», сыгранная на мотив ранних «NIN», блюзовая «Женщины в кепках» и почти bad-seed’овская «Мы все!». Василия этот псевдодиссонанс не смущает, не стоит переживать и нам. Наоборот, стоит порадоваться, что один из немногих самобытных отечественных муз-деятелей, видимо, окончательно вырос из узких рамок формата и стилистических ограничений. Поздравляем!

Кирилл Мясников
МК в Питере от 2004-06-18