Интервью с сайта «Подземка.нет»

podzemka.net

Интервью с Василием К
17:46:46 — 07/10/2005

Василий К. - Интервью с сайта Подземка.нет

Even /podzemka.net/: Прости за банальность и потрепанность вопроса, но просто не могу не спросить, когда и, вообще, что тебя сподвигнуло на такой весьма неординарный, довольно экстремальный путь – «путь музыканта»?

Василий К: Сейчас почему-то вспоминается, из всего прочего, обложка пластинки группы Kiss ”Dynasty”. Которую я увидел лет в 14, что ли.

Even: Прости, не попадалась мне эта обложка, да и 83-й мне тяжко представить :)) что же там такого?

Василий К: Чёрное поле и четыре этих рожи в гриме. Ну, представь – Мурманск, год эдак 83-й, два пацана, одному 14, другому 15:
— Ни фига себе… Это чё такое?
— Киссы. Группа такая. Фашисты – видишь, тут как СС написано. А ещё у них из гитар дым идёт, и они кровью плюются.
— Блин, круто… Давай тоже группу сделаем, а?

Even: Ты начал практиковать свою музыкальную деятельность до того, как уехал в Швецию или же еще будучи в России? Где состоялся твой дебют?

Василий К: Конечно, до. Я в Швецию и вообще за границу попал первый раз, когда мне было 25. Дебют состоялся на сцене актового зала школы номер 10 города Мурманска в 1986 году, с моей первой ”официальной” группой, которую я гордо и бунтарски назвал ”Свобода”.

Even: Какие музыкальные предпочтения господствовали в твоей душе, когда ты был подростком?

Василий К: Э… Высоцкий был первым сознательным самостоятельным выбором, помнится мне. Потом к этому присоединились Stars On 45 (дэнс-ремиксы битловских песен, сделанные некими голландцами и выпущенные ”Мелодией” на виниле) и Boney M. Потом, когда я нашёл способы доставать музыку в обход госфильтров, повалило всё вперемежку, в первую очередь всякие хард и хэви и неоромантика 80-х. На русский рок я обратил внимание лет в 16, и это были БГ и Кино.

Even: Никто не охарактеризует свое творение лучше, чем сам его создатель. К какому направлению ты отнес бы «Василия К.»? Считаешь ли ты, что твой стиль соответствует каким-то общепринятым стандартным категориям?

Василий К: Позволю себе не согласиться. Дело создателя – создавать, а раскладывать созданное по ящикам и приклеивать на них этикетки – дело воспринимающих созданное. Тебе виднее, думаю. Ну, большая часть того, что я делаю, соответствует общепринятой стандартной категории ”рок”. Знаю – чтобы к чему-то как-то отнестись, надо это с чем-то соотнести, с чем-то знакомым, то есть категоризировать, но вот искренне надеюсь, что мою музыку никогда нельзя будет отнести к какому-нибудь более узкоспециализированному стилю. Потому что это подразумевает ограничения в выборе выразительных средств. Рок – уже достаточно узко, на самом деле, но я так вот вырос, мне от этого набора инструментов никуда, наверное, не деться, они в меня вросли. Посмотри, возьмём, к примеру, хэви-метал. Ты веришь, что человек сможет много рассказать о том, что он на самом деле чувствует, используя только эту гамму эмоций? То же самое относится, скажем, к симфонической атональной музыке. Она у всех, будь то Веберн или Губайдуллина, выражает одно чувство – некую тревожную настороженность. Маленького человечка перед бесформенным непознаваемым всемогущим мировым хаосом. Всего себя в это не поместить. А я пытаюсь и верю, что так надо.

Even: Да, я тоже против «клеймирования», просто мне сложно было решиться так или иначе назвать твой стиль. Почему? Да, все просто, несмотря на то, что я склонялась к «року», все же бытует между многими музыкантами и их слушателями мнения различные, мол «рок мертв». Или столько всяких подгрупп теперь «поп-рок», «панк-рок» и т.д. Часто сталкиваешься с обиженными лицами за то, что не к той «компании» их отнесешь ;)
Да, кстати, что ты можешь ответить сторонникам выражения «рок мертв»?

Василий К: Примерно – если ты так считаешь, то он мёртв в тебе. Для тебя. Что совершенно не затрагивает его как такового. То, что было красивой фразой у БГ в 82-м, или когда там, при повторении становится просто глупостью. Рок – это просто музыкальная форма, и всё. Джаз мёртв, симфоническая музыка мертва, фолк мёртв… фигня какая.

Even: Веский аргумент, присоединяюсь :) «Исторически показано» :) , что гениям в их гениальных творениях помогала, так называемая, Муза; она проявлялась во всевозможных мыслимых и немыслимых образах. «Водится ли в твоем окружении» ее величество — Муза? Что тебя чаще всего вдохновляло и вдохновляет сейчас?

Василий К: Показано? В смысле, доказано? Где свидетели? И почему только гениям и только в гениальных? Всяким бездарям тоже много кто является в разных образах, и гении, бывало, вдохновенно ваяли всякую хрень. Да блин. Музой может быть что угодно – надпись на стене сортира, статья о квантовой физике или раздумья о судьбах человечества. И потом, ты меня гением считаешь, что ли? Гений – понятие культурно-историческое, связанное с востребованностью его творений человечеством.

Even: Про гениев и всякую там гениальность было сказано образно, просто не хотелось все в кавычки брать. На «всеобразие» Музы я и обратила внимание. Зачастую встречаются забавные примеры, как раз что-то вроде надписи в сортире, в связи с чем я и спросила, возможно и тебе «посчастливилось» встретиться с каким-нибудь необычным вдохновением.

Василий К: Могу вспомнить говорящего ворона Кешу, который сказал мне, в бытность мою дитём, одну важную вещь. Об этом – в песне «Кеша» на моём новом альбоме «Карлик и Бульдог», вот как раз вышел.

Even: Со сцены все стараются что-то пропагандировать, проповедовать, чему-то научить (долой наркотики, революцию, просто посмотреть на все через иронию, …). Что числится в твоих приоритетах? Что ты бы хотел донести своим слушателям?

Василий К: В первейшую очередь, я выхожу на сцену, потому что мне там кайфово. Как угодно, это нужно мне больше, чем любому из присутствующих. Я рассказываю о себе, и предпочитаю это делать громко и драйвово. Вот и всё, что я хочу донести.

Even: На твоем сайте www.vassilyk.com в гостевой ты все время общаешься со своими фанатами, довольно часто участвуешь в квартирниках, не избегаешь общения с ребятами после концертов, что ни говори «соприкасаешься» с ними гораздо охотнее и активнее, чем большинство твоих «коллег». Откуда такое рвение? С чем оно связано? Приятная компания?

Василий К: Вот не нравится мне слово ”фанаты”, это про придурков на футболе, или про любителей другой музыки… не думаю, что оно подходит тем, кто слушает меня. Компания во многих случаях действительно приятная, я вообще человек общительный и любопытный, и поскольку всё это с гостевой и с общением на данный момент не превышает моих физических возможностей, то почему бы и нет. Кстати, ”озвезденелое высокомерие” действительно популярных артистов на самом деле есть забота о собственном физическом и душевном здоровье, в большинстве случаев. Они вынуждены закрываться.

Even: А вот еще вопрос, касающийся этой темы: на твоем сайте я раскопала несколько песен на тексты одних из твоих фанатов, это насколько я поняла, если ошибаюсь – поправь меня, пожалуйста. Много ли предложений тебе подкидывают они вообще?

Василий К: Во, в первый раз заметил, что общаюсь с дамой… Несколько? Одна только, ”На север”. Мне не подкидывают предложения, просто люди порой присылают свои стихи. В этом тексте мне сразу послышались очевидные ритм и музыка, которые захотелось вытащить на свет.

Even: На твоих концертах можно часто встретить Хельгу Патаки с ее набором «дудочек» (простите, если это прозвучало обидно, говорю так всего-навсего из своей «деревенской непросвещенности»). Она играет весьма немаловажную роль в твоих выступлениях, по крайней мере в России насколько я знаю. Не расскажешь немного о том, с чего началось ваше сотрудничество?

Василий К: Да, встречается она там частенько… Ладно, ”непросвещённость”, очень мало кто знает, что её дудки на самом деле называются tin whistles. Или ирландские свирели. Как-то раз я пришёл на собственный концерт в блаженной памяти клуб ”Перекрёсток”, и увидел, что ошибочка вышла – в тот день там праздновался Хельгин день рождения, и она играла с кучей всяческих музыкантов. Ну, я подумал, раз пришёл – чего уж там, сыграю… помню, она спросила – Какая тональность? Я говорю – Наверное, ми-минор, начал играть ”Пять Негров”… в общем, искра проскочила сразу, почувствовалась совместимость энергий, и я после выступления предложил ей продолжить. Если честно, я сначала мыслил это как ОЧЕНЬ временный вариант, потому что не люблю дудки в роке и в большей части всего остального. И ни за что бы не стал их вставлять в свою музыку, и сейчас бы не стал, в ситуации, когда я сижу и думаю, что нужно в той или иной аранжировке… но Хельга настолько меня убедила своей харизмой и своим человеческим классом, что мне неважно, на чём она играет. Она живёт тем, что играет, этими звуками. Это тот случай, когда присутствие определённой личности в действе важнее, чем все размышления о звуке и стиле.

Even: Мне лично очень очень нравится Хельга и ее участие…… В первый раз мне это показалось действительно необычным, но после, раз за разом, стало прям «магнетизмом» каким-то ;) Ее образ мне очень приятен.

Василий К: Мне тоже!

Even: Насколько я уловила информацию, большую часть времени ты проживаешь в Швеции. А являешься ли ты гражданином Швеции? Посвяти, так между прочим, сложно ли у них получить это гражданство?

Василий К: Не хочется вдаваться в практические подробности, которые вряд ли относятся к делу… нет, несложно, проще, чем в большинстве других европейских стран.

Even: Чем ты занимаешься, будучи там? Выступаешь? Ведь у тебя есть там коллектив.

Василий К: Уже нет давно, года два…ребята из группы Kurten просто помогают мне записываться, если мне не хватает на что-то фантазии или умения. Да и группа эта вряд ли существует как таковая, они все, к сожалению, потихоньку сдают под натиском энтропии – жизни свои обустраивать как-то надо, зарабатывать, быть хоть какими-никакими членами общества, не до творчества тут особо… так, иногда замутят что-нибудь декадансово-хэппенинговое, где я порой сотрудничаю. Жаль, чертовски жаль, это была моя любимая шведская группа. Чем занимаюсь? В основном вот записываюсь, ещё тем, на что не хватает времени в России – книжки по-шведски и по-английски, музыку всякую слушаю, в смысле, внимательно. Чтобы быть на самом деле в курсе того, что происходит за пределами России, лучше самому быть за этими пределами… какое точное наблюдение, чёрт побери, а? У России очень мощное культурное поле, как атмосфера Юпитера, давит. Заметил – приезжаешь в Россию, слышишь, например, какое-нибудь говно – и думаешь: ”Говно”. А месяца через три-четыре – ”да не такое уж и говно…” Не знаю, как другим, но мне, чтобы не начинать вестись на вещи, о которых я знаю – неправильно на них вестись, надо уезжать иногда, менять среду.

Even: Недавно в радиопередаче ты сказал, что планируешь вернуться в Россию. С чем это связано в первую очередь: твоей профессиональной деятельностью или же все же личный аспект? Если вопрос тебе покажется неэтичным – можешь не отвечать :))

Василий К: И с тем, и с другим, и слава богам или кто у нас там, что и то, и другое оказалось в одной стране. Могло ведь и не оказаться, у меня частенько много чего случалось, так скажем, географически разбросано. Я не планирую, я и так в России большую часть времени сейчас.

Even: В той же передаче ты сказал, что у тебя нет иного «бизнеса» помимо музыки. Бизнеса может и нет, но может ты занимаешь, чем-нибудь еще: учебу на сколько я поняла ты закончил? Но может пишешь что-нибудь, конечно же помимо песен?

Василий К: Учёбу, может быть, и не закончил, кто знает – захочется когда-нибудь добраться до магистра или бакалавра. Нет, не пишу, уже несколько лет. Раньше случался стишок-другой, или размышление досужее.

Even: У большинства музыкантов есть те люди, которым они благодарны за помощь в своем «профессиональном росте», да и вообще просто развитии музыкальной деятельности. Кого бы ты мог назвать из ряда твоих «помощников»?

Василий К: К сожалению, мне не встречались такие люди, которых я мог бы назвать вот так прямо своими учителями. Кое-кто мне показывал что-то, чаще всего ненамеренно и неосознанно, потом расходились… например, Киран, ирландец, который 25 лет играет в Стокгольме на улице, и ничем другим за это время не занимался. Я не могу точно сказать, ЧТО он мне показал. Играет он хреноватенько, не в этом дело. Себя он показал, вот что. Был бы я Ван-Гогом, был бы его портрет самой знаменитой моей картиной. Адам Перссон из Kurten – такая эрудиция, такие вкус и стиль – часто, когда леплю музыку какую-нибудь, думаю, а что бы он об этом сказал. Ну, естественно, я могу назвать кучу всяких артистов, западных и наших, у которых я типа учился играть и песни писать, да это не настолько интересно. Я благодарен, на самом деле, всем тем, кто дал мне впечатления для песен – например, женщинам, которые были со мной. Или тому молоденькому милиционерчику, который попросил у меня автограф Короля и Шута вместо штрафа за отправление малой потребности в кустах фестиваля ”Окна Открой”.

Even: Этот вопрос не так прост) Посмотри на него еще и с другого ракурса: есть люди, которые помогли тебе стать музыкантом? Подсказали к кому обратиться, чтобы записать первый альбом? Профинансировали? Помогли пробраться в клубы? Или ты сам от начала до конца протаптывал эту дорожку? и т.п.

Василий К: Щас! Чтобы записать первый альбом, или, точнее, купить необходимые прибамбасы, пахал в Швеции пролетарием полтора года по 12 часов в сутки. Первую, так сказать, гастроль в России забил по клубам сам, с полнейшего нуля. Потом начали помощники появляться. Но вот их как раз остро не хватает, нормального менеджера найти ещё труднее, чем барабанщика, который не говорит глупостей и не любит латину.

Even: И вот опять-таки типичный вопрос для интервью: какие у тебя планы на ближайшее время? Может быть пару новых песен? Или даже альбом?

Василий К: Новый альбом, который будет называться, думаю, «Пока», выйдет в феврале-марте 2006-го. Сейчас стараюсь уделять как можно больше внимания моей достаточно свежесобранной банде «Василий К. & Интеллигенты».

Even: Я множество раз слышала о выражение «Отец Василий», откуда оно пошло?

Василий К: Так мой первый альбом назывался, записанный в Швеции – ”Отец Василий и Упрощённые”. Отец Василий – это один из моих альтер-эго, персоналия с изменённым балансом личностных качеств, где некоторые из них, по сравнению с реальным мной, гипертрофированы, наглядности ради. Отец Василий олицетворяет проповеднический пафос, который есть часть палитры моих средств выражения, что ли. Реальный я к нему относится достаточно иронично, но с любовью.

Even: Солист группы Пилот Илья Черт как-то назвал тебя своим духовным отцом, если я не ошибаюсь. Вы близко знакомы? Или такое мнение он составил благодаря твоим творческим работам?

Василий К: Скорее всего, ошибаешься. Вряд ли я повлиял на Илью в каком-то плане, у нас очень разные ориентиры и в музыке, и в жизненной философии, но есть несколько очень важных пунктов, где мы сходимся; видимо, у нас достаточно за что друг друга уважать. Думаю, что у нас одни понятия о том, что такое Честность, Человечность и Настоящее.
Я выступал перед ними в нескольких городах, он иногда заходит на мои квартирники в Питере, я на его – в Москве, песню вот колыбельную вместе записали, скоро выйти должна.

Even: Ты у нас не просто «мальчишка-музыкант», а «образованный интеллигентный мужчина». Расскажи о своем образовании?

Василий К: Ну вот. Дожил. А я часто себя ощущаю именно как первый. Ладно. Мурманское музыкальное училище по классу электрогитары. Из того, чему я там учился пять лет, мне пригодилось то, что можно было выучить ну за год – теория и привычка методически заниматься, если возникает какая-то техническая проблема на инструменте. Остальное облетело с меня в невероятно короткое время, как только я начал догадываться, что такое рок и гитара в нём, а так у меня осталось впечатление, что в училище от меня это знание тщательно скрывали. Соответственно, очень жаль потраченного времени. Годы, блин! Я вот часто вижу у юных музыкантов в Москве невероятный энтузиазм в отношении учёбы в музыкальных заведениях, и, честно, недоумеваю – нафига им это вообще надо. Надеюсь, что в Москве с этим всё-таки получше.
Далее – университет в Люнде, тут, в Швеции, факультет музыковедения. Всё наоборот – осталось чувство, что каждая минута давала мне что-то ценное и нужное, особенно курс по року и современному музыкальному анализу. Если не песни петь, учился бы и учился. Кандидатская называлась ”Путь русского рока через смену тысячелетий”. И профессорам понравилось, потому что там никто об этом ни фига не знает вообще, и мне нетрудно, предмет как бы знакомый.

Even: Любишь читать? Что предпочитаешь? Часто вообще «балуешься» книжками? Что прочел последим? Что посоветуешь молодежи?

Василий К: Да не то что люблю, а просто должен баловаться книжками, если не занят чем-то другим. Последними были два тома фэнтези, которыми я размял мой задубевший за четыре месяца в России шведский. Размял, чтобы взяться с толком и вкусом за ”Башню Чёрного Дерева” Джона Фаулза – в оригинале, по-английски, не нашёл. Это моя старая и верная любовь, я к его романам периодически возвращаюсь, и никогда они не оставляют меня без мыслей и эмоций… его ”Волхва” порекомендую каждому, в нём, мне кажется, ярче всего воплощено главное качество романов Фаулза – ставить вопросы, которые раздвигают тебе душу и разум. Иногда у меня бывают фэнтези-периоды. Длятся примерно по месяцу. Лучше не по-русски, так оно как-то поумнее и ещё более сказочно ощущается. Имён и иазваний не запоминаю, Ну, только в той мере, чтобы не начать то же самое читать по второму кругу. А то помню, врубился уже на середине книги, смотрю, что-то знакомое…

Even: Удивительно просто, «Волхв» Фаулза в моей жизни последнее время что-то больно часто стал встречаться ;) Совсем недавно вот таскалась с ним на концертах твоих, между прочим Ланке, твоему веб-мастреру «сосватала», ее он тоже не оставил равнодушной ;), «Коллекционер» и «Подруга ….» бесспорно оказались в его тени…

Василий К: Да, там определённо волшебство, в книжке этой. Я дал себе слово – перечитать, когда мне исполнится 40.

Even: А что касается кинематографа, вообще любишь смотреть кино? Что последнее посмотрел? Понравилось? А какой любимый фильм? Вообще предпочитаешь зарубежное кино?

Василий К: Достачно непритязательно… я не гурман кинематографический, и особо о своих предпочтениях не задумываюсь. Смотрю, что случилось перед глазами оказаться. Не могу это даже как-то систематизировать. Есть с детства несколько любимых, ”Через тернии к звёздам”, или ”Город мастеров”. Последнее, что произвело какое-то впечатление – ”Таинственный лес”. Мне этот фильм показался очень кейвовским – там тебе и сектанты в лесу, и красная правая рука, и вообще много о грехе и покаянии и искуплении на фоне пасторально-готического увядания. Наверное, «9 Рота» тоже – как кино это здорово, но, когда я вышел из зала, то начал думать о том, найдётся ли когда-нибудь человек, который найдёт способ показать войну так, чтобы это было похоже именно на войну, а не на картинку про войну, пусть и очень впечатляющую… это субъективно, конечно, не был я на войне, так что заткнусь тут лучше. Но почувствовалось именно так.

Even: И вот еще, что пришло на ум: т.к. это интервью «сделано для портала альтернативной музыки» — Подземка. Что бы ты сказал про это направление? Тебе кто-нибудь знаком из его представителей?

Василий К: Конечно, многих слышал. С Пашей Клиновым, который в этой тусе человек не последний, я бы даже сказал, наоборот, приятельствуем уже несколько лет. Я вижу, слышу и знаю, что музыканты, деятельность которых освещается на Подземке – настоящие рокеры, честные и драйвовые, и знающие свои звуки и свои грувы. Но я желаю каждому – пусть про тебя будет невозможно сказать «представитель этого направления». Чтобы быть единственным представителем своего собственного направления. Мы с тобой об этом уже говорили :)

posted by Попов Павел