Отчет о концерте в клубе «Алиби»

Денис Алексеев, rockmusic.ru

Василий К. в клубе Алиби

Василий К. в клубе Алиби

Вечером 22 ноября в московском клубе «Алиби» состоялось выступление Василия К., вокалиста и гитариста русско-шведской группы «Отец Василий & The Kurtens». Сразу после концерта мне хотелось написать очень злой и обидный репортаж. Сейчас не хочется. А зачем? Все равно те, против кого я собирался направить свою злость, не станут его читать. И на РокмЬюзик.Ру вряд ли зайдут — интересы другие. В общем, по порядку.

На входе в клуб становлюсь свидетелем такой сцены: группа молодых (и не очень) людей, попавших сюда, видимо, случайно, решает: идти в клуб или не стоит. «Чё-то как-то дешево», — говорит одна дамочка в меховом манто, «надо бы сходить посмотреть, чё за заведение». В это время на сцене Василий настраивает гитару, в зале звучит какая-то электронная музыка, — группа стильных и модных девочек «колбасится» на площадке. Дамочка говорит: «Ох, не нравится мне эта долбежка», и уходит смотреть клуб. По возвращении: «Ну, не знаю, тухло чё-то, да еще какой-то мальчик-студент щас на гитаре играть будет».

Так вот, специально для вас, мадам, поясняю, этот мальчик — возможно лучшее, что есть в русскоязычном AOR (Adult oriented rock). Этот мальчик перевел на русский язык стихи и песни Коэна. Группа «Отец Василий & The Kurtens» записала всего один альбом, однако он на голову превышает все то, что мне приходилось слышать в данном формате. И дело здесь не только в умении владеть инструментами, но в самом подходе. Как заметил один мой коллега из журнала «FUZZ», возможно главной отличительной чертой «The Kurtens» является некая честность. Что он подразумевал под этим, сказать не берусь, однако на меня Василий произвел впечатление именно тем, что проецирует на музыку свой личный внутренний мир, не упрощая и не нивелируя его. Василия не заботит (и это принципиальное отличие от современной российской рок-сцены) понятность или напротив, непонятность, его песен для массового слушателя. Более того, его не волнует то место, которое он занимает на сцене. Василий не эксплуатирует отвлеченные, не имеющие отношения к реальности образы, единственным достоинством которых является созвучие с неудовлетворенным подростковым сознанием, желающим как можно скорей утвердиться в собственной исключительности. В его песнях нет таких нынче модных у русских рокеров образов, таких как «Ветер», «Небо», «Пропасть», ничего, кроме туманности и патетики, не привносящих. Но есть непреодолимая страсть самовыражения. За что я его люблю.

В данном случае, это были, к сожалению, не «Отец Василий & The Kurtens». Шведская часть (а это три четверти) не смогла приехать, и Василий пел один под гитару. Звук отвратительный, гитара звенит, но на это можно и не обращать внимания. В конце концов, это песни под гитару. Ни кто же не станет требовать от Окуджавы, допустим, чистого звука и мастерского владения инструментом. Хорошо, конечно, когда это есть, но нет, тоже переживем. Гораздо большее значение имеет смысловая нагрузка текстов, а с этим у Василия все в порядке. Только вот для кого были спеты эти песни, не понятно.

Танцы упрощённых. Шведский рок-н-ролл.
Несколько стаканов — и пора под стол.
Не смогу я сделать ничего с тобой.
Белые собаки гонятся за мной.

Василий начинает петь — группа модных девочек все еще колбасится, видимо по инерции. В общем, нет. Они же заплатили деньги за развлечение, а не за рок-н-ролл. Так значит надо развлекаться. Выглядит это смешно и глупо — танцы под песни под гитару. Очень радует девушка, стоящая рядом, — она знает все слова и подпевает. Ну, хоть кто-то…

Маразм достигает предела. Девочки и мальчики визжат (от радости? от глупости?). Василий посвящает песню шведским женщинам. Конечно, это «Карлссон»:
Выйду на улицу, гляну на село
Карлссон летает, и мне весело
В час предрассветный гляну на звезду
Карлссон летает, а ну его в пизду

Ва-а-а-уууууу!!!! А-а-а-а-и-и-и-и!!!! — кричит публика, услышав слово «пизда». Никогда не слышали, что ли? Потом была «Скажи ей». Последней — песня «Надоело». Очень кстати. Жаль, Василий не спел «Интеллигентов», тоже было бы в тему:
Не бойся панков, алкашей и всяческих бичей,
Бояться стоит хорошо одетых сволочей.
Кто сытно жрет, кто сладко пьет, красивых баб ебёт,
За что, в конце концов, народ конец и оторвёт.

Музыкант, создав образ, не обязательно конкретизирует его. Он не говорит: эта песня про то-то и тех-то. Я же, в данном случае выступая не как журналист, но слушатель имею право понять песню так или иначе и соотнести с тем или иным явлением. Что и сделаю. Как у Маяковского, это «ВАМ!»

Обидно за Василия. Наверное, играть в переходах и кабаках (чем он занимался по приезду в Швецию) лучше, чем на дискотеке для мажоров и студентов юридических факультетов. По дороге к метро в голове крутилась строчка из школьной классики — «не мечите бисер перед свиньями».

Денис Алексеев, специально для РокмЬюзик.Ру