Вот уже третий раз наш городок посетил швед Василий К. «А говорили, что у шведов сложные имена», подумаете Вы и будете неправы.
Пророк из Швеции
Швед-то он, конечно, настоящий — живёт и работает в шведском городе Люнд, но родился и вырос он в городе Мурманске, на русской земле, и о своей родине не забывает. Осенью 2003 года музыкант впервые побывал в Ростове и выступил на разогреве у питерской группы «Пилот», с чего и началось освоение северянином южных земель. У Василия тут же нашлось немало поклонников среди ростовчан, которые и организовали ему квартирник уже через пару месяцев после первого знакомства. И вот, с подачи все тех же нескольких человек, Василий снова в Ростове. На этот раз мурманский швед дал четыре концерта на донской земле: один в Новочеркасске, два концерта в клубах Ростова («Лила» и «Камелот»), и один квартирник в Ростове. Надо сказать, что квартирники пользуются особой любовью со стороны Василия. Хотя бы потому, что в Швеции такой вид концертов местному населению не понятен и поэтому отсутствует как класс. На концерте в «Камелоте» мне удалось на пару минут отвлечь Василия от тесного общения с поклонниками и задать ему несколько вопросов.
Н.Л. — Вася, как приезд в Ростов? Я, к сожалению, не попала на концерт в Лилу и на квартирник — как все прошло?
В.К. — Все замечательно. Прекрасные люди в Ростове, тепло вот.
Н.Л. — Что сейчас у тебя происходит вообще в жизни, пишешь что-то?
В.К. — Давно уже ничего не писалось…Чтобы писать, нужен длинный период ничего-не-делания. А я сейчас бегаю, даю концерты по России. А потом поеду в Швецию, лягу на диван и буду писать!
Н.Л. — Ты же защитил диссертацию недавно в Швеции? (Диссертация на тему «Путь русского рока через смену тысячелетий», — прим. автора)
В.К. — Да, осенью 2003-го еще.
Н.Л. — Будешь продолжать обучение дальше?
В.К. — Наверное. Вообще-то продолжать учиться можно очень долго, на бакалавра, магистра, и далее.
Н.Л. — А кроме концертов, чем еще в данное время занимаешься?
В.К. — Езжу в основном, но вот еще сейчас пытаюсь собрать электрический состав музыкантов в России. Один человек уже точно есть — это Петя Акимов, известный в некоторых кругах. Замечательный человек. Он хочет у меня играть на клавишах. Вообще-то я не мыслил никогда в моей музыки клавишных, но когда такой человек как Петя Акимов предлагает сотрудничество…
Н.Л. — Что будете играть: что-то новое совсем?
В.К. — Старые, новые песни… У меня сейчас песен, которые я могу петь — штук сто где-то. Просто данная форма исполнения, когда ты поешь один, имеет свои ограничения. Некоторым это не мешало абсолютно, например Высоцкому, Бобу Дилану, но даже последний предпочитал выступать с электрическим составом.
Н.Л. — А ты себя мыслишь как музыканта для квартиpников, маленьких концертов, клубов или думаешь как-то двигаться вперед?
В.К. — Ну если будет расти количество публики — значит, и площадки будут расти. Не будет — значит и площадки будут оставаться те же самые.
Н.Л. — Читала твои слова о том, что чем больше людей — тем труднее донести до них свою энергетику, она рассеивается и не удается в полной мере дать слушателю все, что хотелось. Поэтому ты предпочитаешь маленькие залы.
В.К. — Да нет, мне просто не хочется этим заниматься. Вполне хватает того, что есть сейчас. Вот был квартирник недавно, на него пришло около 70 человек, было как-то трудновато. Но вообще, толпа такая штука… Это как организм, с которым общаешься. Не с каждым по отдельности, а с этим единым организмом. Вот у него есть такое свойство — чем больше он по размерам, тем примитивнее он становится. И когда это тысячи три-четыре, то это уже просто амеба, которая реагирует на самые простые раздражители. Упрощаться, конечно, можно, но не до бесконечности.
Н.Л. — Знаешь, многие не слышали твоей музыки, но знают, что есть такой вот Вася, играет такую-то музыку, прославился тем-то и тем-то. Например, вот на Украине и в Белоруссии даже. Ты же там не играл?
В.К. — Нет, ни разу. Приятно слышать такие вещи!
Н.Л. — Что ты сейчас слушаешь, читаешь, интересуешься чем?
В.К. — Черт его знает.. Мне очень понравилась одна из книг Макса Фрая, «Книга одиночеств». Я с большим удивлением прочитал, не ожидал просто, что можно писать так хорошо в данной культурной обстановке. Из самых больших последних впечатлений — фильм «Страсти Христовы» . Я смотрел его с подругой, обычно после фильма делимся впечатлениями, говорим что-то, а тут какое-то время даже слов никаких не возникало. Не хотелось ничего говорить. Я ничего подобного никогда в жизни не видел.
Н.Л. — Об этом фильме сейчас идут жестокие споры о том, что слишком много реалистичности, сцены насилия показаны слишком жестоко, что можно было наоборот что-то оставить недосказанным и не показанным.
В.К. — Не знаю даже. Ну, вот моя подруга — верующий человек, католичка. Ей показалось, что этот фильм снимал атеист. А мне, хотя я человек неверующий, после фильма захотелось жить по христовым заповедям, возлюбить ближних и так далее. Судя по тому, какой эффект этот фильм произвел на меня — наверное так и нужно было снимать. Даже Папа Римский сказал: «Так оно и было!» Ну раз Папа сказал, то у кого еще спрашивать?
Н.Л. — Твои частые поездки по России, квартирники и т.д. — они в основном начались после тура с группой «Пилот», так?
В.К. — Да, так оно и было.
Н.Л. — «Пилот», «Пикник», Калугин — музыканты, с которыми ты в какой-то мере сотрудничал, довольно разные. Ты есть некое связующее звено? То, что их объединяет?
В.К. — Да нет, на самом деле мы говорим просто об одном и том же, только в разных формах. А в целом я чувствую, что посыл есть общий.
Н.Л. — Вася, по-твоему, должен ли музыкант нести слушателям свои взгляды, позицию? Вот Костя Кинчев активно несет свою веру в массы…
В.К. — Ты знаешь, любое выгибание линии такого рода — это есть ограничение. Ограничение, которое не позволяет видеть дальше и давать большее. Мне сложно это понять, я думаю можно прекрасно обойтись без этого.
Н.Л. —Твое увлечение Кафкой, его философией — оно так и остается?
В.К. — Да, я считаю, что Кафка — гений, провидец. Писатель абсурда!
Н.Л. — Есть ли вопросы, которые сам себе задаешь и не можешь дать ответа?
В.К. — Ну это в песнях конечно. Все мое творчество — это есть один большой вопрос.
Н.Л. — Смысл твоих песен не всегда понятен слушателям.
В.К. — А что такое смысл песен? Его и нет. Есть только те чувства и ассоциации, которые возникают при их прослушивании. А то, что я имел ввиду — это не имеет никакого значения.
Говорят, что музыка Василия К. на любителя. Может так оно и есть, но послушать в любом случае советую. Когда играет Вася в зал идет мощная энергия, которая заставляет вникать в смысл, сопереживать, грустить или смеяться. Выразительный поставленный голос, отличная игра на гитаре, красивая музыка и текстовая наполненность не оставляют равнодушным.
Вася рассказывает о том, как его поразил фильм «Страсти Христовы» и поёт песню, написанную им задолго до премьеры фильма. И каждый её понимает по-своему.
«Эй, Иисусы! Эй, Христосы! Узкоплечи, длинноволосы
Приходят регулярно и снова нас спасают
Мы верим — так и надо, или не замечаем
Они встречают свою смерть, уже не воскресают
А мы полны сочувствия, и мы им позволяем…»
И ты слушаешь и не хочешь быть тем, о ком поется. Злишься на себя и на других за неискренность и равнодушие.
Наверное, если бы каждый рассуждал так, как Вася, то жить было бы проще. Жить здесь и сейчас, в настоящий момент, рассчитывая только на себя и на свои силы, с полной ответственностью подходя к любому делу и начинанию, будь то работа, семья, творчество.
Васю надо слушать. Стихов хороших сейчас много, а вот песен, в которых музыка и текст сливаются воедино и звучат неразрывно — мало. Довольно редкая это сейчас вещь. Так уж сложилось.
Вася поет о любви, и все скептики перестают сомневаться в ее существовании. Поет о Землемере Кафки и кто-то приходит и начинает перечитывать книгу. Поет о «туалетном менте» и ты с горькой усмешкой качаешь головой и думаешь — да, это Россия, моя страна. Васю надо слушать и он умеет делать так, чтобы его слышали. За кажущейся весёлостью и несерьёзностью автора скрываются весомые и меткие слова, попадающие точно в цель и отрезвляющие словно холодный душ.
«Но это только ты держишь страну
И только ты можешь её спасти
Только ты в ответе за её беду
Здесь тебе стареть, а твоим детям расти»
Концерт заканчивается странным действом, в котором участвует музыкант и гитара. Вася терзает гитару, используя вместо пальцев микрофонную стойку, а гитара рвет струны и издает протяжный вой, от которого мышцы на лице сжимаются, и ты заворожено устремляешь свой взгляд туда, к сцене. Последний удар и гитара лежит на полу и продолжает стонать. А Вася уже раскланивается и желает всем спокойной ночи. Минуты через две гитара постепенно затихает и умирает. Мышцы тела постепенно расслабляются, лицо приобретает привычное выражение. Что-то в тебе изменилось и пока еще ты не знаешь, что именно.
Побывав на таком действе, очищаешься душой, заполняешь ее чем-то свежим лучшим, что-то понимаешь по-новому, а что-то отбрасываешь как нечто ненужное. В жизни все происходит по такой же схеме, только все сменяется гораздо медленнее, поэтому и не замечаешь этого.
Вася приедет к нам осенью. С новыми песнями, с новыми эмоциями. Так как сейчас уже не будет. Но будет новое и непременно гораздо лучшее.
Автор: Наталья Лившиц