Интервью с сайта «Досуг.Ростов»

Наталья Лившиц

Пророк из Швеции

Вот уже третий раз наш городок посетил швед Василий К. «А говорили, что у шведов сложные имена», подумаете Вы и будете неправы.

Швед-то он, конечно, настоящий — живёт и работает в шведском городе Люнд, но родился и вырос он в городе Мурманске, на русской земле, и о своей родине не забывает. Осенью 2003 года музыкант впервые побывал в Ростове и выступил на разогреве у питерской группы «Пилот», с чего и началось освоение северянином южных земель. У Василия тут же нашлось немало поклонников среди ростовчан, которые и организовали ему квартирник уже через пару месяцев после первого знакомства. И вот, с подачи все тех же нескольких человек, Василий снова в Ростове. На этот раз мурманский швед дал четыре концерта на донской земле: один в Новочеркасске, два концерта в клубах Ростова («Лила» и «Камелот»), и один квартирник в Ростове. Надо сказать, что квартирники пользуются особой любовью со стороны Василия. Хотя бы потому, что в Швеции такой вид концертов местному населению не понятен и поэтому отсутствует как класс. На концерте в «Камелоте» мне удалось на пару минут отвлечь Василия от тесного общения с поклонниками и задать ему несколько вопросов.

Н.Л.Вася, как приезд в Ростов? Я, к сожалению, не попала на концерт в Лилу и на квартирник — как все прошло?

В.К. — Все замечательно. Прекрасные люди в Ростове, тепло вот.

Н.Л.Что сейчас у тебя происходит вообще в жизни, пишешь что-то?

В.К. — Давно уже ничего не писалось…Чтобы писать, нужен длинный период ничего-не-делания. А я сейчас бегаю, даю концерты по России. А потом поеду в Швецию, лягу на диван и буду писать!

Н.Л.Ты же защитил диссертацию недавно в Швеции? (Диссертация на тему «Путь русского рока через смену тысячелетий», — прим. автора)

В.К. — Да, осенью 2003-го еще.

Н.Л.Будешь продолжать обучение дальше?

В.К. — Наверное. Вообще-то продолжать учиться можно очень долго, на бакалавра, магистра, и далее.

Н.Л.А кроме концертов, чем еще в данное время занимаешься?

В.К. — Езжу в основном, но вот еще сейчас пытаюсь собрать электрический состав музыкантов в России. Один человек уже точно есть — это Петя Акимов, известный в некоторых кругах. Замечательный человек. Он хочет у меня играть на клавишах. Вообще-то я не мыслил никогда в моей музыки клавишных, но когда такой человек как Петя Акимов предлагает сотрудничество…

Н.Л.Что будете играть: что-то новое совсем?

В.К. — Старые, новые песни… У меня сейчас песен, которые я могу петь — штук сто где-то. Просто данная форма исполнения, когда ты поешь один, имеет свои ограничения. Некоторым это не мешало абсолютно, например Высоцкому, Бобу Дилану, но даже последний предпочитал выступать с электрическим составом.

Н.Л.А ты себя мыслишь как музыканта для квартиpников, маленьких концертов, клубов или думаешь как-то двигаться вперед?

В.К. — Ну если будет расти количество публики — значит, и площадки будут расти. Не будет — значит и площадки будут оставаться те же самые.

Н.Л.Читала твои слова о том, что чем больше людей — тем труднее донести до них свою энергетику, она рассеивается и не удается в полной мере дать слушателю все, что хотелось. Поэтому ты предпочитаешь маленькие залы.

В.К. — Да нет, мне просто не хочется этим заниматься. Вполне хватает того, что есть сейчас. Вот был квартирник недавно, на него пришло около 70 человек, было как-то трудновато. Но вообще, толпа такая штука… Это как организм, с которым общаешься. Не с каждым по отдельности, а с этим единым организмом. Вот у него есть такое свойство — чем больше он по размерам, тем примитивнее он становится. И когда это тысячи три-четыре, то это уже просто амеба, которая реагирует на самые простые раздражители. Упрощаться, конечно, можно, но не до бесконечности.

Н.Л.Знаешь, многие не слышали твоей музыки, но знают, что есть такой вот Вася, играет такую-то музыку, прославился тем-то и тем-то. Например, вот на Украине и в Белоруссии даже. Ты же там не играл?

В.К. — Нет, ни разу. Приятно слышать такие вещи!

Н.Л.Что ты сейчас слушаешь, читаешь, интересуешься чем?

В.К. — Черт его знает.. Мне очень понравилась одна из книг Макса Фрая, «Книга одиночеств». Я с большим удивлением прочитал, не ожидал просто, что можно писать так хорошо в данной культурной обстановке. Из самых больших последних впечатлений — фильм «Страсти Христовы» . Я смотрел его с подругой, обычно после фильма делимся впечатлениями, говорим что-то, а тут какое-то время даже слов никаких не возникало. Не хотелось ничего говорить. Я ничего подобного никогда в жизни не видел.

Н.Л.Об этом фильме сейчас идут жестокие споры о том, что слишком много реалистичности, сцены насилия показаны слишком жестоко, что можно было наоборот что-то оставить недосказанным и не показанным.

В.К. — Не знаю даже. Ну, вот моя подруга — верующий человек, католичка. Ей показалось, что этот фильм снимал атеист. А мне, хотя я человек неверующий, после фильма захотелось жить по христовым заповедям, возлюбить ближних и так далее. Судя по тому, какой эффект этот фильм произвел на меня — наверное так и нужно было снимать. Даже Папа Римский сказал: «Так оно и было!» Ну раз Папа сказал, то у кого еще спрашивать?

Н.Л.Твои частые поездки по России, квартирники и т.д. — они в основном начались после тура с группой «Пилот», так?

В.К. — Да, так оно и было.

Н.Л.«Пилот», «Пикник», Калугин — музыканты, с которыми ты в какой-то мере сотрудничал, довольно разные. Ты есть некое связующее звено? То, что их объединяет?

В.К. — Да нет, на самом деле мы говорим просто об одном и том же, только в разных формах. А в целом я чувствую, что посыл есть общий.

Н.Л.Вася, по-твоему, должен ли музыкант нести слушателям свои взгляды, позицию? Вот Костя Кинчев активно несет свою веру в массы…

В.К. — Ты знаешь, любое выгибание линии такого рода — это есть ограничение. Ограничение, которое не позволяет видеть дальше и давать большее. Мне сложно это понять, я думаю можно прекрасно обойтись без этого.

Н.Л.Твое увлечение Кафкой, его философией — оно так и остается?

В.К. — Да, я считаю, что Кафка — гений, провидец. Писатель абсурда!

Н.Л.Есть ли вопросы, которые сам себе задаешь и не можешь дать ответа?

В.К. — Ну это в песнях конечно. Все мое творчество — это есть один большой вопрос.

Н.Л.Смысл твоих песен не всегда понятен слушателям.

В.К. — А что такое смысл песен? Его и нет. Есть только те чувства и ассоциации, которые возникают при их прослушивании. А то, что я имел ввиду — это не имеет никакого значения.

Говорят, что музыка Василия К. на любителя. Может так оно и есть, но послушать в любом случае советую. Когда играет Вася в зал идет мощная энергия, которая заставляет вникать в смысл, сопереживать, грустить или смеяться. Выразительный поставленный голос, отличная игра на гитаре, красивая музыка и текстовая наполненность не оставляют равнодушным.

Вася рассказывает о том, как его поразил фильм «Страсти Христовы» и поёт песню, написанную им задолго до премьеры фильма. И каждый её понимает по-своему.

«Эй, Иисусы! Эй, Христосы! Узкоплечи, длинноволосы
Приходят регулярно и снова нас спасают
Мы верим — так и надо, или не замечаем
Они встречают свою смерть, уже не воскресают
А мы полны сочувствия, и мы им позволяем…»

И ты слушаешь и не хочешь быть тем, о ком поется. Злишься на себя и на других за неискренность и равнодушие.

Наверное, если бы каждый рассуждал так, как Вася, то жить было бы проще. Жить здесь и сейчас, в настоящий момент, рассчитывая только на себя и на свои силы, с полной ответственностью подходя к любому делу и начинанию, будь то работа, семья, творчество.

Васю надо слушать. Стихов хороших сейчас много, а вот песен, в которых музыка и текст сливаются воедино и звучат неразрывно — мало. Довольно редкая это сейчас вещь. Так уж сложилось.

Вася поет о любви, и все скептики перестают сомневаться в ее существовании. Поет о Землемере Кафки и кто-то приходит и начинает перечитывать книгу. Поет о «туалетном менте» и ты с горькой усмешкой качаешь головой и думаешь — да, это Россия, моя страна. Васю надо слушать и он умеет делать так, чтобы его слышали. За кажущейся весёлостью и несерьёзностью автора скрываются весомые и меткие слова, попадающие точно в цель и отрезвляющие словно холодный душ.

«Но это только ты держишь страну
И только ты можешь её спасти
Только ты в ответе за её беду
Здесь тебе стареть, а твоим детям расти»

Концерт заканчивается странным действом, в котором участвует музыкант и гитара. Вася терзает гитару, используя вместо пальцев микрофонную стойку, а гитара рвет струны и издает протяжный вой, от которого мышцы на лице сжимаются, и ты заворожено устремляешь свой взгляд туда, к сцене. Последний удар и гитара лежит на полу и продолжает стонать. А Вася уже раскланивается и желает всем спокойной ночи. Минуты через две гитара постепенно затихает и умирает. Мышцы тела постепенно расслабляются, лицо приобретает привычное выражение. Что-то в тебе изменилось и пока еще ты не знаешь, что именно.

Побывав на таком действе, очищаешься душой, заполняешь ее чем-то свежим лучшим, что-то понимаешь по-новому, а что-то отбрасываешь как нечто ненужное. В жизни все происходит по такой же схеме, только все сменяется гораздо медленнее, поэтому и не замечаешь этого.

Вася приедет к нам осенью. С новыми песнями, с новыми эмоциями. Так как сейчас уже не будет. Но будет новое и непременно гораздо лучшее.

Автор: Наталья Лившиц