nneformat.ru, 05.02.2009. Старый Пионэр. Рецензия на альбом «Дай себе»

Знаешь, я тебе один умный вещь скажу, но только ты не обижайся: когда мне будет приятно, я так довезу, что тебе тоже будет приятно.
(Рубен Вартанович Хачакян)

Василий К. & ИНТЕЛЛИГЕНТЫ «Дай Себе»
2-й этаж

Василий К. & ИНТЕЛЛИГЕНТЫ
И не сказать, что раньше Василия не кидало в крайности, будь они краем надежд или краем восприятия. Он был Отцом, подвергшимся упрощению, вертел грани стакана на сапоге любви, вытряхивал последние остатки гармонии из адского сломскудаска, вил веревки из безобидного на вид Комарова. Было всякое, но каждый раз край оказывался не с той стороны, где можно вывалить самосвал желтой глины и начать дорожные работы. Это странно, потому что любой эксперимент Василия был безусловным пристанищем бескомпромиссного рок-оппозиционера. Возвращаясь к традиции, Василий набирал побольше воздуха, и вскоре очередной рок-чудик сообщал криком или шепотом о своем появлении.

На этот раз очередной поворот привел ИНТЕЛЛИГЕНТОВ в неожиданные объятия электроники. Это можно было бы считать приспособленчеством, если относиться к электронщине с позиции двадцатилетней давности, когда синтетические звуки служили жупелом (а еще раньше подобным жупелом были духовые инструменты): мол, каждому ребенку известно, что рок – это гитары и барабаны, а компьютеры – это попс. Однако звучание альбома никакого виляния в сторону популярной музыки не допускает (разве только в пародийно-ироническом ключе). «Дай Себе» – это своего рода засланный казачок. Симпатичный, чубатый и безудержный.

Итак, обложка, символизирующая мечту вечнорадостных идиотов… пардон-пардон, невинных детей, легким движением руки приподнимается… Тьфу ты, мать нечистая! Еще одно дитя, только в виде дегенеративного скелетика (от же ж – это скелет меотского подростка, V век до н.э.). Музыка на костях – намек на удар по постмодернизму? Отнюдь. Это серьезно, нихт ля-ля. Электронные ритмы, оказывается, позволяют раскрепоститься. Здесь вступает в действие Первый закон Отца Василия: «Чтобы дать другому, дай себе». И Василий дает себе, а значит, и нам. Высвобождение драматургии в «Дай Себе», пожалуй, достигло величины, не сравнимой со всеми предыдущими его работами. В комментариях на своем сайте Василий говорит о театре. Чёрт говорливый, кто его тянул за язык объявлять очевидное? Это как разъяснять смысл анекдота. И ведь не поспоришь: последний альбом – самый настоящий театр. Не спектакль с единым сценарием, но собрание миниатюр, поставленных одним режиссером, списавшим инструкции у Бога, а потом забывшим, что означают некоторые сокращения. Но есть ли вообще смысл играть, если в музыке исчезает божественное? И стоит ли бросать музыку, коли не удается избавиться от человеческого? «Дай Себе» – ответ, а его квинтэссенция – «Край На Баян». Визитная карточка без лишних иллюзий, в каждом человеке есть Бог (и наоборот):

It is me who’s giant it is me who’s small
It is me who’s nothing it is me who’s all

It is me who’s stolen it is me who’s saved
It is me who’s given it is me who’s spent

И вот такими же парами-антагонистами ходят по альбому песни. Электронный муар и игривая отстраненность текста в песне «Это Не Мы» наталкиваются на прямую, как сигнальный рельс, «Ибодолбоёбы». Ломовая и обожравшаяся энергетиков композиция «Отец Василий» стопорится тормозами «Кристиании» (к слову, кардинально изменившей свой музыкальный вид за последние пару лет). Русские народные электронно-пафосные напевы («Смолы») утыкаются взметнувшимся подбородком в волосатый живот подшансонистой (опять же русской) «Примитивной». А исполненная конгениально материалу песня Кирилла Комарова «Я Не Хочу Выбирать» с недоумением взирает на кавер-версию «Пиратской», в которой бочонок рома, может быть, и есть, но вот сундука мертвеца никто не видел и в помине. Скрепляет же и примиряет эту сшибку противоположностей дайсебецентричное произведение «Гвозди». Это именно тот здоровенный гвоздь, на который вешают кукол после представления. И с которого их снимают перед следующим. Куклы приходят и уходят, а гвоздь остается, вбитый в стену, на века.

Деликатес был так возможен, но вот незадача: рыбе не хватило хреновой приправы в виде музыкальной раскрепощенности. Да-да, той раскрепощенности, которой полным-полно в самом Василии. Такое впечатление, что ИНТЕЛЛИГЕНТЫ во главе со своим предводителем потупили глазки в смущении, когда оставалось сделать последний плевок в вечность. Нехватка некоторой сумасшедшинки в проводах и микросхемах заставляет чесать за ухом, но одновременно с этим позволяет надеяться на продолжение.

Оценка по моей пятибалльной системе неумолимо разваливается на составляющие, но усредняется где-то в районе чуть выше «четверки». Не дожали.

Автор: Старый Пионэр
опубликовано 05 февраля 2009, 09:30

(оригинал)