Военный храм

Военный храм
Военный Храм
2017
Lem Records

Комментарий

Альбом в магазине издательства «Выргород».

  1. День
  2. Военный храм
  3. Не моя
  4. Зачем забор
  5. Новый век
  6. Ганеша
  7. Раб, который стал царем
  8. Интеллигент
  9. Разговор перед боем
  10. Самое худшее
  11. Пока
  12. Реприза


МАЖОР В МИНОРЕ

Речь пойдёт об альбоме Василия К и Интеллигентов «Военный Храм», диске, который я в первый раз включал с очень смешанным чувством. По паре заранее известных мне песен и иной просачивающейся в пространство информации я ожидал услышать обличительное полотно, составленное из песен типа «Папа, чё там у хохлов?» и обладающее невозможным гражданским пафосом. Однако, целое оказалось несколько иным. Я бы даже сказал, совсем иным.

Нет-нет, удельный вес социальных тем в этой вещи куда больше, чем в любом другом альбоме Василия. «Худшее впереди», «Раб, что стал царём», «Зачем забор», заглавная композиция «Военный Храм» — все жёстко социальны и могут быть восприняты как своеобразный гражданский «протест». Ведь ещё с шестидесятых годов даже дети знают, что «рок – это протест». Немытые маргинальные рок-музыканты ужасно и невозможно протестуют, а потому обдалбываются наркотой, трясут хайрами, мочатся со сцены, бьют и жгут свои инструменты…

Не так всё было! Совсем не так!

«Военный Храм», пожалуй, самый мягкий и «интеллигентный» по звуку альбом Интеллигентов. Спокойная звучность, помноженная на тематику некоторых текстов, даёт неожиданный эффект. «Вода камень точит» — Вася не призывает свергнуть насильно царство насилия. Он не выходит на сцену с застывшей маской человека-шевчука, который знает всё и сейчас научит этому остальных. Вася вообще ни к чему не призывает и ничему не учит. Он лишь даёт мгновенную фотографию реальности. «Военный Храм» — не альбом-призыв и не альбом-манифест. Это всего-навсего альбом-реакция. При этом, весьма вкусная и насквозь концептуальная.

Хотите немножко музыковедения? Концептуальность полотна выглядывает сразу из трек-листа, названием последнего номера. «Реприза» — освящённая веками, часть формы, замыкание круга, возвращение к изначальному на новом уровне. Альбом имеет пролог-прелюдию – песню «День» и эпилог, являющийся её инструментальной версией. Между ними тоже есть два полюса, обладающие жёсткой полярностью – «Военный Храм» и «Пока».
Все песни альбома слушаются однородно – мягкий акустический звук, неизменный минор, спокойный (на сей раз без лишних кривляний) баритон Василия… Но в самом начале, в «Военном Храме» — абсолютно мрачовой и минорной телеге, громадной кляксой на протяжении целого квадрата звучит мажорная тоника. Пусто-величественное здание Военного Храма, где «прихожане в штатском, но на головах надраенные каски»… Такого яркого утверждения мажора нет ни в одной из последующих композиций. Максимум, что можно услышать – приблюзованный мажоро-минор. Однако, ближе к финалу, в сумеречной и трогательной «Пока», после объявления «благодарности за то, что я здесь и за то, что я есть» вновь звучит яркая мажорная тоника, быстро растворяющаяся в миноре, но оставляющая за собой ощущение светлого пятна, «лунного зайчика» на стенах безобразного здания Военного Храма, в который отдельные идиоты стараются превратить мир. Остальное – ирония, злость, недоумение, обличение, сатира – находится между этими двумя мажорными полюсами: альбом похож на гигантскую минорную батарейку, зажатую двумя мажорными клеммами.

Помимо яркой концептуальности, которая не была чужда Василию и ранее (хотя впервые проявилась столь открыто), альбом явил ещё одну тенденцию творчества Интеллигентов – стремление к регулярной смене звучания. Контрабас, рояль, скрипка, барабаны щётками – всё это совсем не похоже ни на рубилово альбома High, ни на электронщину «Дай себе» и «Шизофонии». От «Териберки» возникало ощущение, будто бы группа нашла квинтэссенцию всего, чем баловалась раньше, и наконец, обрела свой настоящий стиль и звук. Однако, нет, музыканты снова вступили на тропинку поиска нового. Иногда, это играет не совсем «на руку», некоторые аранжировки звучат уже не лаконично, а скорее однообразно. При первом прослушивании мне не хватало характерных ломаний ритма и атональных всплесков, которыми так радовала «Териберка». Эту маленькую недостачу можно списать на счёт того, что «Военный Храм» является, пожалуй, самым текстоориентированным альбомом Интеллигентов. Но всё же, мне бы очень хотелось услышать ещё один альбом в акустическом звуке, который бы отличался от «Храма» так, как «Шизофония» отличается от «Дай себе».

Однако, эта небольшая ложка дёгтя совсем не портит цельного впечатления, которое оставляет «Военный Храм» после прослушивания. Это очень хорошая и честная пластинка, основной мэсседж которой спокойно и меланхолично звучит ещё в прологе:

Я нам желаю выздоровления,
Пока тут не остались одни руины.
Это не Россия и не Украина –
Это мир для моей дочери и твоего сына.

Я рад, что Василий не перестаёт расти, искать и находить, становится мудрее и спокойнее, но не теряет искры, поэтому мне хочется пожелать ему ещё много крепких работ, отличных концертов и… пусть через пятнадцать лет «Пока» будет перезаписана ещё раз – на этот раз с четвёртым куплетом.

Ну и напоследок – на правах рекламы. В воскресенье состоится презентация «Военного Храма» в Санкт-Петербурге. Я буду там. И искренне зову за собой всех.

Кирилл Гуреев (Источник)