Военный храм

Военный храм
Военный Храм
2017
Lem Records

Комментарий

Тексты и аккорды

Загрузите в iTunes

Загрузите на Google play

Яндекс.музыка

Послушать и скачать на kroogi.ru

Альбом в магазине издательства «Выргород».

  1. День
  2. Военный храм
  3. Не моя
  4. Зачем забор
  5. Новый век
  6. Ганеша
  7. Раб, который стал царем
  8. Интеллигент
  9. Разговор перед боем
  10. Самое худшее
  11. Пока
  12. Реприза


Василий К. и Интеллигенты представляют альбом «Военный храм», седьмой по счету, еще более остросоциальный и недвусмысленно пацифистский. Альбом-реакция на происходящее рядом с нами, сегодня, сейчас, когда мир в очередной раз испытывает наши человечность, милосердие и здравомыслие.Сам автор рассказывает о «Военном храме» так: «Мне кажется, сейчас некоторые темы требуют однозначных оценок и формулировок, эзоповым языком тут не обойдешься, поэтому «Военный храм» может показаться в текстовом смысле более прямолинейным, чем все мои предыдущие работы.

Заглавная песня написана на стихотворение русского поэта из Нью-Йорка Григория Марка. Мне оно показалось очень точным, одновременно прямым и аллегоричным, в описании отвратительной связи церкви с государственной милитаристской мифологией и эстетикой, их родства в тоталитарном подчинении личности. Под впечатлением от текущих событий написаны все главные песни альбома, но есть и вещи разных лет, объединённые общей идеей. Например, песню «Новый век» я написал в 1999 году за несколько часов до прихода, собственно, нового века, и сейчас она кажется мне более актуальной – потому что ощущение, что мир меняется, сейчас сильнее. Есть вещь на стихи Киплинга, написанные в 1922 году, есть песня Окуджавы 1983-го. Соприкоснуться с чужим текстом, проработать, прочувствовать его – это удивительное ощущение. Ты как бы протягиваешь руку человеку, которого уже нет в живых, ведёшь его сюда – для себя, для других людей, и таким образом обогащаешь свою связь со всем человечеством».

По традиции музыканты продолжают поиск нового звучания, в противовес жесткому «High» и электронному «Дай себе» в «Военном храме» использованы в основном акустические инструменты: бузуки, акустическая гитара, даже настоящий рояль, на котором играет, ни за что не догадаетесь, гитарист.

МАЖОР В МИНОРЕ

Речь пойдёт об альбоме Василия К и Интеллигентов «Военный Храм», диске, который я в первый раз включал с очень смешанным чувством. По паре заранее известных мне песен и иной просачивающейся в пространство информации я ожидал услышать обличительное полотно, составленное из песен типа «Папа, чё там у хохлов?» и обладающее невозможным гражданским пафосом. Однако, целое оказалось несколько иным. Я бы даже сказал, совсем иным.

Нет-нет, удельный вес социальных тем в этой вещи куда больше, чем в любом другом альбоме Василия. «Худшее впереди», «Раб, что стал царём», «Зачем забор», заглавная композиция «Военный Храм» — все жёстко социальны и могут быть восприняты как своеобразный гражданский «протест». Ведь ещё с шестидесятых годов даже дети знают, что «рок – это протест». Немытые маргинальные рок-музыканты ужасно и невозможно протестуют, а потому обдалбываются наркотой, трясут хайрами, мочатся со сцены, бьют и жгут свои инструменты…

Не так всё было! Совсем не так!

«Военный Храм», пожалуй, самый мягкий и «интеллигентный» по звуку альбом Интеллигентов. Спокойная звучность, помноженная на тематику некоторых текстов, даёт неожиданный эффект. «Вода камень точит» — Вася не призывает свергнуть насильно царство насилия. Он не выходит на сцену с застывшей маской человека-шевчука, который знает всё и сейчас научит этому остальных. Вася вообще ни к чему не призывает и ничему не учит. Он лишь даёт мгновенную фотографию реальности. «Военный Храм» — не альбом-призыв и не альбом-манифест. Это всего-навсего альбом-реакция. При этом, весьма вкусная и насквозь концептуальная.

Хотите немножко музыковедения? Концептуальность полотна выглядывает сразу из трек-листа, названием последнего номера. «Реприза» — освящённая веками, часть формы, замыкание круга, возвращение к изначальному на новом уровне. Альбом имеет пролог-прелюдию – песню «День» и эпилог, являющийся её инструментальной версией. Между ними тоже есть два полюса, обладающие жёсткой полярностью – «Военный Храм» и «Пока».
Все песни альбома слушаются однородно – мягкий акустический звук, неизменный минор, спокойный (на сей раз без лишних кривляний) баритон Василия… Но в самом начале, в «Военном Храме» — абсолютно мрачовой и минорной телеге, громадной кляксой на протяжении целого квадрата звучит мажорная тоника. Пусто-величественное здание Военного Храма, где «прихожане в штатском, но на головах надраенные каски»… Такого яркого утверждения мажора нет ни в одной из последующих композиций. Максимум, что можно услышать – приблюзованный мажоро-минор. Однако, ближе к финалу, в сумеречной и трогательной «Пока», после объявления «благодарности за то, что я здесь и за то, что я есть» вновь звучит яркая мажорная тоника, быстро растворяющаяся в миноре, но оставляющая за собой ощущение светлого пятна, «лунного зайчика» на стенах безобразного здания Военного Храма, в который отдельные идиоты стараются превратить мир. Остальное – ирония, злость, недоумение, обличение, сатира – находится между этими двумя мажорными полюсами: альбом похож на гигантскую минорную батарейку, зажатую двумя мажорными клеммами.

Помимо яркой концептуальности, которая не была чужда Василию и ранее (хотя впервые проявилась столь открыто), альбом явил ещё одну тенденцию творчества Интеллигентов – стремление к регулярной смене звучания. Контрабас, рояль, скрипка, барабаны щётками – всё это совсем не похоже ни на рубилово альбома High, ни на электронщину «Дай себе» и «Шизофонии». От «Териберки» возникало ощущение, будто бы группа нашла квинтэссенцию всего, чем баловалась раньше, и наконец, обрела свой настоящий стиль и звук. Однако, нет, музыканты снова вступили на тропинку поиска нового. Иногда, это играет не совсем «на руку», некоторые аранжировки звучат уже не лаконично, а скорее однообразно. При первом прослушивании мне не хватало характерных ломаний ритма и атональных всплесков, которыми так радовала «Териберка». Эту маленькую недостачу можно списать на счёт того, что «Военный Храм» является, пожалуй, самым текстоориентированным альбомом Интеллигентов. Но всё же, мне бы очень хотелось услышать ещё один альбом в акустическом звуке, который бы отличался от «Храма» так, как «Шизофония» отличается от «Дай себе».

Однако, эта небольшая ложка дёгтя совсем не портит цельного впечатления, которое оставляет «Военный Храм» после прослушивания. Это очень хорошая и честная пластинка, основной мэсседж которой спокойно и меланхолично звучит ещё в прологе:

Я нам желаю выздоровления,
Пока тут не остались одни руины.
Это не Россия и не Украина –
Это мир для моей дочери и твоего сына.

Я рад, что Василий не перестаёт расти, искать и находить, становится мудрее и спокойнее, но не теряет искры, поэтому мне хочется пожелать ему ещё много крепких работ, отличных концертов и… пусть через пятнадцать лет «Пока» будет перезаписана ещё раз – на этот раз с четвёртым куплетом.

Ну и напоследок – на правах рекламы. В воскресенье состоится презентация «Военного Храма» в Санкт-Петербурге. Я буду там. И искренне зову за собой всех.

Кирилл Гуреев (Источник)

Тексты и аккорды

День

Василий К., 2010-2016

Как отпустит ужас животный
подставляю солнцу стакан
я бездомный я безработный разрешите
пригласить вас в ресторан
день обещает щедрот безграничных
руку протянешь а там ничего и
снова у меня как у нищего
все только на одного

день даст инету контента
ползу наружу пуганым зверем
ныряю в стаю под солнечным светом и
моя голова интернету не верит
день приходит и зверь сатанеет
пасть разевает типа тонким атас но
если законы придуманы зверем что ж
нарушим закон еще один раз
и еще один раз

а понедельник мне скажет я твой подельник
вторник мне скажет я твой работник
мне скажет среда будь навсегда
мне скажет четверг будь счастлив навек
но мне скажет пятница пошел ты в задницу
мне скажет суббота ты не заработал
воскресенье мне скажет не жди прощения
жизнь твоя камера без освещения

чтобы повыше душа залетела
можно кому-нибудь продать свое тело
везде найдется демон-полководец
кто скажет за Родину ссы
в колодец
ты хотел в храм получился харам
твой джихад приведет тебя в ад
были заплачены крупные суммы
поминай умма брата Аввакума

а понедельник мне скажет сдохни бездельник
вторник мне скажет заройся покойник
мне скажет среда ни за что никогда
мне скажет четверг ты не человек
но мне скажет пятница а ты мне понравился
мне скажет суббота тебя ждет свобода
воскресенье мне скажет грядут дни весенние
я тебе шлю свое благословение

не повиснут доски моего имени
будет день сыграю за колбасу
но я поймал правильного филина
в зараженном поющем лесу
я нам желаю выздоровления
пока тут не остались одни руины
это не Россия и не Украина
это мир для моей дочери и твоего сына

а понедельник мне скажет я твой подельник
вторник мне скажет я твой работник
мне скажет среда будь навсегда
мне скажет четверг будь счастлив навек
и мне скажет пятница ты мне понравился
мне скажет суббота т ебя ждет свобода
воскресенье мне скажет не жди спасения
лучше паси своего доброго гения

| Am | Am G | G | Dm6/H Am Am7/G |
| F | F Dm7 Dm6 | E | E Am |

Военный храм

Григорий Марк, 2013

Военный храм. Внутри колонн ракеты.
Танк в алтаре замазан белой краской.
Все прихожане в штатском, но при этом
на головах — надраенные каски.

Честь отдавая небу под разрывы
снарядов в репродукторах настенных,
выпячивают груди горделиво.
Струятся слезы. И устав военный
молитвою надрывною восходит
под темный купол, в горельефы пыли.

Вдоль стен охрана с ружьями на взводе.
В тяжелой, золотой епитрахили
из танка вылезает Маршал Церкви.
Благословляет крововерных в храме.
И витражи застывшим фейерверком
по случаю победы над врагами
со всех сторон сияют нестерпимо.

Курсант из бункера хоругвь выносит.
Над древком изогнулась струйка дыма.
В прогнившем шелке спелые колосья,
серпы и молоты шевелятся тревожно.
Глаза курсанта набухают ртутью.

Великий Маршал Церкви осторожно
в сосуд из меди окунает прутья.
Святою смесью крови, слез и пота
кропит хоругвь, простреленную пулей.

В большом экране, прямо над киотом,
жилой массив прочерчен сеткой улиц.

И черный крестик движется на цель.

Dm G/D D(m) B/D D(m)

Не моя

Василий К., 2016

Брат вернулся с брань-реки
застучали молотки
снова шашка плетка стремена
не моя это война
на канале два буя
ни одна война не моя

Папа нас собрал на двор
рассказал кто на самом деле вор
а что у нас все напрекосяк
виноват заморский враг
флаг над родиной моей
а под флагом сто чертей
два яйца у пацана
не моя это война

не моя это война
ни одна война не моя

никто зверя не видал
только Папа расписал
знаем что живет в лесу и
покупает душу за колбасу
извини мой вороной
когда пьяный я злой
мерзнет красная сопля
ни одна война не моя

не моя это война
ни одна война не моя

если свору не собрать
то и сваре не бывать
не моя это война
ни одна война не моя
война не моя
не моя
| Cm Gm | Cm Gm | Eb Gm | Eb Gm |
| Cm Gm | Cm Gm | Eb Gm | Cm Gm | Cm Gm |
| Eb Gm | Ab Gm | Cm Gm | Cm Gm |

Зачем забор

Василий К., 2016

Зачем забор
ведь вам меня бояться нечего
зачем забор зачем забор
зачем забор
когда к тебе ползу я вечером
ведь я не вор зачем забор

зачем забор
когда майору безопасность обеспечена
где был бугор торчит забор
зачем забор
когда и тут и там та же человечина
бой перебор сплошной хардкор
зачем еще один забор

зачем забор зачем
дорога к дому искалечена
и вечный поиск дыр и нор
зачем забор
зачем карта мира вся исчерчена
дурной узор всем нам позор
зачем еще один забор

зачем забор
зачем мое море засекречено
где был простор стоит забор
зачем забор
когда трещина в сердце не залечена
не перелезть зачем забор
зачем еще один забор
| Am Dm | Am G | C G C A7 | Dm G |
| C Dm Am | E7 Am Dm | Am E7 Am E7 |

Новый век

Василий К., 1999

Слышишь стук стальных колес под окном
занавеску отодвинь посмотри
он заходит в твой притихший дряхлый дом
слышишь тяжкий шум шагов у двери
загляни в его стеклянные глаза
прикоснись к его холодному плечу
попроси его хоть что-нибудь сказать
ты открыл герою или палачу

но я надесь что он все же человек
новый мастер новый идол новый век

может он пришел любовь твою забрать
а взамен одарит бабой надувной
так подумай может стоит поменять
он не станет торговаться с тобой
может хочет в рабство грязное угнать
будешь жалобные блюзы сочинять
может зря мы стали трусить и гадать
может просто завернул сюда поссать

но я надесь что он все же человек
новый мастер новый идол новый век
пусть он будет хоть немножко человек
новый мастер новый идол новый век

пригласи за стол налей пусть отдохнет
вдруг он тоже любит выпить как и ты
потеплеет на душе и он споет
песню дивную нездешней красоты
только что-то он совсем никакой
встал в проходе и молчит как дурак
отодвинь его к стене а дверь прикрой
будешь вешать на него свой пиджак

но я надесь что он все же человек
новый мастер новый идол новый век
пусть он будет хоть немножко человек
новый мастер новый идол новый век

Куплет
| Hm | D Hm | Hm | Dm Hm | Dmaj7/4 D | E G D |
| Dmaj7/4 D | E G D |
| Hm | D Hm | Hm | Dm Hm | Dmaj7/4 D | E G D |
| Hm | Fm7 Hm |
| E | E Hm7/F Fdim7 |
Припев
| D Em | G Hm | D Em | G Em Hm ( F#m/A ) |

Ганеша

Василий К., 2010-2016

Под горой живет кащей а в чащобе леший
больше всех твоих друзей мне нравится Ганеша
из всех невидимых друзей близок мне Ганеша

он не злой не с бородой на крест не повешен
со слоновьей головой господин Ганеша
древний мудрый и большой намасте Ганеша

холод бедность мрак в окошке труд мой безуспешен
я потру тебе ладошку подгрей Ганеша
мир зол в малом зол в большом мальчик безутешен
за седым за малышом пригляди Ганеша
подрастет и скажет Ом
Tralala Ганеша

было дело на таможне и я был замешан
надо было осторожней выручай Ганеша
вот кичую со шпаной где ни ткни все грешен
что нельзя мне а что можно опиши Ганеша
мистикой по беспределу разрули Ганеша

ты творец среди творцов поэт среди поэтов
вот гирлянды из цветов и сладкие конфеты
я спою нам маха-мантру хоть я не ганапатья
но я знаю что все вратья мне родные братья
пусть ведет нас за собой сын Шивы и Парвати
пусть рассеет бивень твой вражеские рати

Ом гам ганапатайе намаха

я тащусь за колесом то смирен то бешен
как кошмарный сон кольцом разбуди Ганеша
в кепке золотой песок в кепке перемешан
корм и карма рак и рок Гитлер и Ганеша
камни гор с горбов дорог убери Ганеша

подними Ганеша
Ом гам ганапатайе намаха

| Am | E Am | D F | Gm Am |
«Ты творец среди творцов…»
| Cm | G Cm | F Ab | Bm Cm |

Раб, который стал царем

Редъярд Киплинг, 1922, перевод — Лев Блуменфельд

«От трех трясется земля, четырех она не может носить:
Раба, когда он делается царем, Глупого, когда он досыта
ест хлеб, позорную женщину, когда она выходит замуж, и
служанку, когда она занимает место госпожи своей».
Книга притчей Соломоновых
Гл. 30, стихи 21-23

Три вещи в дрожь приводят нас,
Четвертой — не снести.
В великой Kниге сам Агур
Их список поместил.

Все четверо — проклятье нам,
Но все же в списке том
Агур поставил раньше всех
Раба, что стал царем.

Коль шлюха выйдет замуж, то
Родит, и грех забыт.
Дурак нажрется и заснет,
Пока он спит — молчит.

Служанка стала госпожей,
Так не ходи к ней в дом!
Но нет спасенья от раба,
Который стал царем!

Он в созиданьи бестолков,
А в разрушеньи скор,
Он глух к рассудку — криком он
Выигрывает спор.

Для власти власть ему нужна,
И силой дух поправ,
Он славит мудрецом того,
Кто лжет ему: «Ты прав!»

Он был рабом и он привык,
Что коль беда пришла,
Всегда хозяин отвечал
За все его дела.

Когда ж он глупостью теперь
В прах превратил страну,
Он снова ищет на кого
Свалить свою вину.

Он обещает так легко,
Но все забыть готов.
Он всех боится — и друзей,
И близких, и врагов.

Когда не надо — он упрям,
Когда не надо — слаб,
О раб, который стал царем,
Все раб, все тот же раб.
Cm Gm /C Cm
Cm Gm /C Ab/C Cm

Интеллигент

Алексей Дидуров, 1981

Он безоружен — я всегда вооружен
Сидел бы тихо, нет он лезет на рожон
Он хочет переспорить пистолет
Такой большой, а как дитя — интеллигент

Но он противник, лучше не бывает
Ты упадешь, а он не добивает
Ударишь в спину и не ждешь ответ
Интеллигенту от себя спасенья нет

Не я его, так он меня — закон таков
Барашек травку ест для сытости волоков
В законах жизни исключений нет
Не я законам враг, а он — интеллигент

Интеллигент у нас в округе редкий вид
Берег бы шкуру — он под пули норовит
Мог долго жить — умрет во цвете лет
А жаль, прекрасный человек — интеллигент

Куплет
| Em H4 | Em H4 | Em H4 | Em H4 |
| Am7 | Em H4 | F#dim | H7/4
Припев
| Em D | Em | Em D | Em | C | F# | C | Eb |

Разговор перед боем

Булат Окуджава, 1983

— Господин лейтенант, что это вы хмуры?
Аль не по сердцу вам ваше ремесло?

— Господин генерал, вспомнились амуры —
не скажу, чтобы мне с ними не везло.

— Господин лейтенант, нынче не до шашней:
скоро бой предстоит, а вы все про баб!

— Господин генерал, перед рукопашной
золотые деньки вспомянуть хотя б.

— Господин лейтенант, не к добру все это!
Мы ведь здесь для того, чтобы побеждать…

— Господин генерал, будет нам победа,
да придется ли мне с вами пировать?

— На полях, лейтенант, кровию политых,
расцветет, лейтенант, славы торжество…

— Господин генерал, слава для убитых,
а живому нужней женщина его.

— Черт возьми, лейтенант, да что это с вами!
Где же воинский долг, ненависть к врагу?!

— Господин генерал, посудите сами:
я и рад бы приврать, да вот не могу…

— Ну гляди, лейтенант, каяться придется!
Пускай счеты с тобой трибунал сведет…

— Видно, так, генерал: чужой промахнется,
а уж свой в своего всегда попадет.

| Am E7 | E7 Am | C G | G C | F C | G C | Dm Am | E7 Am |

Самое худшее

Василий К., 2015

Ни на что не надейся ничего не жди
самое худшее впереди
самое худшее впереди
эй солдат чему ты так рад
ты во всем этом виноват
ай яй яй депутат а ты чему рад
ты во всем этом виноват
ты не радуйся Дума ты задумайся Рада
вы во всем этом виноваты
не пойму почему я сейчас так рад
каждый в чем-нибудь виноват
каждый в чем-нибудь виноват
ни на что не надейся ничего не жди
самое худшее впереди
когда бес войны веселится в груди
самое худшее впереди
самое худшее впереди
у орла две головы ментовская и воровская
у меня есть две страны отвратительная и родная
в небе должны висеть три луны
белая красная и голубая
мой труп не встанет от святой воды
будь то мертвая или живая
ни на что не надейся ничего не жди
самое худшее впереди
когда железная палка висит на груди
самое худшее впереди
самое худшее впереди
я хотел в храм получился харам
мой джихад приведет меня в ад
были заплачены крупные суммы
поминай умма брата Аввакума
ни на что не надейся ничего не жди
самое худшее впереди
когда сверху знамена а под ними вожди
самое худшее впереди
самое худшее впереди

| Fm Cm | B Cm | Fm Cm | B Cm | B Cm |

Пока

Василий К., 1999 — 2015

Великаны дома глядят на меня
сотнями окон глаз
и за каждым из них происходит своя
прекрасная неповторимая
я иду темный проспект
люди звезды мне шестнадцать лет
я знаю где-то там впереди
она есть жива и она меня ждет
пока

за каждым квадратом желтого света
ничего что могло бы меня взволновать
и этот проспект как коридор
в огромной квартире где я жил всегда и где мне
кружить и блуждать до конца
какой бы он ни был и где
воздух пахнет ничем тридцать лет
звезд давно не видать их как будто бы нет
я иду я знаю их всех наизусть
и они точно так же знают меня
и как птица Додо безнадежно редка
надежда на то что она меня ждет
пока

сорок пять новые краски
белое в черном и в хвосте седина
не надо вина лучше аяуаски
и в общем понятно кто такая она
и пускай каждый шаг мучительный выбор
не дразнить зверя или осадить мудака
с каждым маленьким днем растет благодарность
за то что я здесь и за то что я есть
пока

| Em7 | Em7 | C9 | C9 | A4 | A4 | D | H7#9 |
(За каждым квадратом…)
| Gm7 | Gm7 | Eb9 | Eb9 | C4 | C4 | F | D7#9 |