Интервью в Вологде

А. Мальцев

8 мая на летней площадке клуба «Архитектор» прошел концерт Василия К., который приехал в наш город с московской флейтисткой Хельгой Патаки. Акустический формат мероприятия — гитара и дудка — поддержал и выступавший в качестве «разогрева» Муравей, ему помогал Женя Левков.

Собственно концерт

Почти по-летнему светило солнце, еще по-весеннему дул прохладный ветер. Все предвещало легкий и приятный вечер. Так, собственно, и получилось. Муравей вспомнил кое-что из очень старого, исполнил несколько новых песен, что не могло не порадовать. Получилось неплохо, но в электричестве все же лучше.

Вышедшего затем на сцену Василия К. публика сначала встретила громкими аплодисментами, но потом воспринимала происходящее как-то расслабленно и больше общалась между собой, нежели слушала и смотрела на сцену. Наверное, так происходит на любом «VIP-концерте», где подают «супер-дешевое пиво».

Между тем Василий (которого, право слово, язык не поворачивается назвать автором-исполнителем — рок-бард? трубадур?) знал свое дело — пел и играл так, как будто перед ним самая благодарная публика. Искренне, с надрывом. Играл один и в сопровождении флейты (хельгины флейты, кстати, были самые разнообразные, хотя со стороны казалось, что они различаются только цветом:). Отвечал, как полагается, на записки из зала. Все честь по чести, без каких-то там понтов и закидонов, с юмором и по-простому. Что, опять же, не могло не радовать.

Кое-что о творчестве Василия К.

Творчество Василия К. нельзя воспринять однозначно, тем более понять с первого раза (хоть и исполняются они на русском языке). Интересно послушать его не только в акустике, но и в электричестве, благо дело дисков он навыпускал порядочно.

Песни все разные, вызывают очень сумбурные ощущения, которым необходимо «отстояться», чтобы стать словами. Василий похож на все, что было в русском роке, и, в то же время — уникален и неповторим. Он вполне мог бы стать популярным, как группа ПИЛОТ или КОРОЛЬ И ШУТ, но в силу абсолютно некоммерческого подхода к творчеству, так и остается «широко известным в узких кругах». Простые, в общем-то, мелодии, запоминающиеся музыкальные ходы сочетаются у него с порой сложными для осмысления текстами, требующими серьезного «культурного бэкграунда».

Постмодернистская ирония и романтический героизм, западная и отечественная рок-традиции переплелись здесь таким неимоверным образом, что термина «шведский рок-н-ролл» для характеристики творчества Василия явно недостаточно.

И песня «Собаки», вошедшая в различные сборники и крутившаяся на радио, отнюдь не является его «визитной карточкой», скорее на эту роль подошли бы «Карлссон» или «Манхэттен-Берлин».

Интервью

Василий, не по-шведски смуглый и совсем непьющий, был спокойно-добродушен и охотно отвечал на любые вопросы и до, и после выступления.

— Василий, так ты в Швеции живешь или в России?
— Последние 2 или 3 года основную часть времени провожу в Москве. В Швеции у меня осталась квартира, я ее сдаю на время отсутствия. Там же записываю альбомы с группой THE KURTEN. Вот скоро снова туда собираюсь.

— У тебя есть такая патриотическая песня, в которой рефреном идет фраза «только ты держишь страну». Это взгляд на русских из-за бугра?
— О, у этой песни есть своя история. Дело в том, что есть такой автор Ulf Lundell, очень известный в Швеции, но не за ее пределами. Так вот он написал песню про то, как народ строит свою страну. Она такая прямая, прямолинейная. И я подумал: если какой-то швед смог сочинить такую песню, то почему бы мне не попробовать?

— Отличаются ли российские музыканты от шведских?
— Очень сильно. Дело в том, что в Швеции рок-музыка появилась примерно в то же время, что и в Америке, ну, может, чуть позже. Там она в крови у людей, не одно поколение на ней выросло. А в России — музыканты в училище навороты всякие на гитаре научились делать, а вот драйва нет. Я намучался подбирать людей для электрического состава.

— А из российских исполнителей чье творчество близко? Может, общаетесь с кем-то?
— БГ, Силя, Оля Арефьева. Близок Сергей Калугин («Оргия праведников»). Это я называю тех, чьи записи у меня дома и кого хочется слушать. А на счет общения — музыканты ведь мало между собой общаются, каждый занимается своими делами.

— А ты чем-то кроме музыки занимаешься?
— Нет, как в 16 лет начал играть, так и играю. Это мое основное занятие, единственное, что я умею делать.

— Но ты вроде учился в университете, там у себя в Лунде? Как тебе тамошняя система образования?
— Лучше нашей, однозначно. Выбираешь те предметы, которые тебе нужны. Экзамены сдавай-пересдавай хоть восемь лет. Государство дает деньги на обучение, потом можно возвращать до старости. Я учился по специальности «Музыковедение». Да, теперь я кандидат философии.

— Ну, и последний вопрос. Как относишься к славе рок-музыканта?
— Слава как таковая меня не интересует, как, собственно, и деньги. Их нужно ровно столько, чтобы продолжать заниматься тем, чем я занимаюсь. Вот связался тут с одним крупным лэйблом, получил за альбом ровно «ноль», хотя все пластинки были проданы. Я плюнул на это дело, теперь выпускаю все сам. Даю концерты, продаю диски. На жизнь хватает.