zvuki.ru. Упрощенные гастроли

Начало июля запомнилось многим застрявшим в городской духоте ураганным мини-туром шведского рок-состава Kurtens по московским клубам.

И здесь, и в Швеции ансамбль сей имеет крепкий клубный статус и небольшие, но дружные армии поклонников. А если оценивать деятельность коллектива по правилу Кита Ричардса («спеть в незнакомом клубе для случайных людей, так, чтобы тебе накатили») — то и здесь у музыкантов всё в порядке. Многих наших поклонников, разумеется, привлекает тот факт, что центральной фигурой состава является вовсе не швед, а парень из не менее северного Мурманска. «У вас тут всегда в июле так жарко, или только этим летом?» — интересовался вокалист, соло-гитарист и автор русскоязычного репертуара группы Василий К.
В Москву Василий и Kurtens привезли на радость фэнам несколько традиционно изданных на собственной фирме альбомов, а также новенький видеоролик на старую песню «Собаки». От одной сцены к другой программа группы претерпевала существенные изменения: музыкальные интересы группы весьма широки. Обманчиво традиционные для эстетики т.н. «русского рока» песни Василия на самом деле — хорошая порция свежей крови для этого застоявшегося жанра. Ибо таких отвязных импровизаций и сносящих крышу гитарных трюков в сочетании с «фирмовым» драйвом ни у кого из наших «легенд русского рока» не наблюдалось никогда.
Во всех концертах обращало на себя внимание то, что вокальный диапазон «отца Василия» существенно расширился, и поповским около-басовым регистром, доминировавшим на альбоме 2001 года, фронтмен группы больше не злоупотребляет.

В клубе «Б-2» группе выпало выступать в паре с «шестиструнными самураями» Red Elvises. В идейном и умном «Форпосте» зашуганное бескомпромиссным рубиловом клубное начальство то и дело умоляло музыкантов «играть потише». Концерт в «Оракуле», к несчастью, был прерван после того, как гитара Василия лишилась половины струн. К счастью, до этого музыканты успели исполнить и «Собак», и ехидно посвящённую Э. Лимонову «Надо Убить», набор комических куплетов про Карлсона, и минималистически-порнографический перформанс «…Fuck!», во время исполнения которого бас переходил к ударнику Давиду, а гитарист Адам и басист Мартин, полуголые и в тёмных очках, извращались по части хард-коровых прогонов. Отдельно следует отметить и два-три сольных номера самого Василия — композиционно сложные «гитарные истории» в лучших традициях Наумова, Калугина и Полякова, исполненные, однако, в непривычной для данного жанра бьющей наотмашь экспрессивной манере.

В «Свалке» группа, в последний момент включённая в программу халявного фестиваля «Рок Против Денег», несколько напугала основную массу публики, пришедшую слушать модный серф-панк или милый студенческий рок-н-ролл. Если в «Оракуле» исполнялись в основном фолк и ритм-н-блюз, то последний концерт «летнего клубного тура» запомнился ломовым старогаражным забоем в лучших традициях MC 5, бритвенными запилами сдвоенных слайд-гитар, и каким-то первобытным демонизмом всего происходящего на сцене. Первые же песни — раскатистая варварская «Мы — Все!» и замороченный «Экзистенциализм» — буквально размазали по стенам до этого тупо слэмующую перед сценой молодёжь. Ближе к середине выступления, однако, непростой музыкой группы прониклись даже случившиеся в зале бритоголовые поклонники Rammstein. Особый их восторг вызвала «Hammer Song» — рефрен «Hammer And The Anvil» ребятки подхватили с ходу.

Вечером 8 июля «шведская группа, играющая русский рок» отправилась восвояси. Выполнив намеченную программу, и в очередной раз не ступив в контакты с большим шоу-бизнесом. Странновато для группы, способной при должной раскрутке навеки выбить «за пределы трассы» Чижа и Ревякина одновременно.
«Мне предлагали несколько маркетинговых схем, — обмолвился между концертами Василий, — Я-то думал, можно просто на гитаре играть…»

Дмитрий БЕБЕНИН
ЗВУКИ РУ