Василий К. & Интеллигенты» сегодня представляют на Kroogi свой первый официальный концертный альбом. Диск с названием «3655 дней» был записан в ноябре 2014 года на праздновании юбилея группы — в питерском клубе Backstage «Интеллигенты» отмечали своё десятилетие. Альбом уже можно послушать и скачать на нашем портале, а для тех, кто захочет пополнить им свою коллекцию дисков, группа также выпустила его на CD и DVD.
О том, как готовился этот релиз, и об итогах «интеллигентского десятилетия» мы поговорили с фронтменом группы Василием К.
— Василий, как я понимаю, 3655 дней, вынесенные в название альбома, — это точный возраст вашей группы? А помните, каким был самый первый день — от которого ведётся отчёт?
— Да, точное количество дней от самого первого концерта в московском «Запаснике», до запечатленного в альбоме вечера в питерском Backstage. Тот, первый, не помню в деталях, но в общих чертах многое было похоже. Как я тогда ценил общество этих ребят и их готовность делить со мной весь этот джаз, а заодно и свою способность находить и привлекать таких, так и продолжаю десять лет спустя. Кроме собственно музыки, это самое ценное в таком жизненном выборе, думаю. Ну, аппарат и сам клуб стали получше, барабанщик другой, а так — счастье, пик существования, чем тогда был концерт и чем, слава богу, или что у нас там, продолжает оставаться сейчас.
— А как за эти годы менялась группа, её состав и стиль, в котором вы играете? Вы ведь в какой-то момент решили привнести в звучание электронику, потом — этнику…
— С 2009 года у нас играет наш третий барабанщик, остальные — те же рожи… А вот инструменты меняются Мы начинали как классический рок-квартет с двумя электрогитарами, барабанами и басухой, а дальше были истории приобретения нами вещей и открытия в себе новых сторон. Я купил первый в жизни ноут — и появились два наших электронных альбома и соответствующая программа. Потом ноут с программой сперли, появился синтезатор Miniak, милая такая штучка с вокодером, немного позже я купил бузуки на Крите, и появилось то, что вы называете этникой — начиная с альбома «слава богу». Далее басист купил контрабас, мне надоел Miniak, и получился последний студийный — «Териберка». И так далее.
Сейчас гитарист активно поднимает свои фортепианные скиллы, басист пробрел скрипку, мне всё меньше хочется браться за гитару. Такие вещи меняют наш звук, ну, и песни новые пишутся, старые открываются по-новому, импровизация меняет формы и значения, и все это ужасно приятно и интересно — нам самим, по крайней мере. Ты можешь связать весь свой мир с музыкой, и это может работать всю жизнь. Это реально рука, протянутая тебе в помощь с неба.
— Как вы отбирали песни для юбилейного концерта и, соответственно, для этого концертного альбома?
— Отбирали так, чтобы по возможности представить весь наш путь с акцентом на последний альбом — программу, которую мы играли непосредственно до этого. В начале концерта вырубило фазу во всём клубе, включая холодильники на кухне, и другие мелко-дьявольские вещи происходили, так что записать получилось не весь концерт. Но то, что в итоге получилось, всё равно куда лучше любых наших концертных записей до этого. В первую очередь — видео, нас познакомили с командой во главе с Сергеем Васильевым, они работали, среди прочего, с «Аукцыоном», и они все очень хорошо сделали, особенно в такой чувствительной и тонкой части, как монтаж. Насколько качество исходного биоматериала позволило, конечно. Огромное спасибо нашему другу Денису Суханову — это была его идея и во многом его воплощение.
— Хотелось бы узнать, какие из этих песен значат для вас больше других, и заодно спросить про украинскую песню «Їхали козаки», которая попала на альбом. В наше время это сложно воспринимать в отрыве от общественно-политического контекста. Вы какой-то гражданский месседж в это вкладывали?
— Так получается, что вот эта песня и значит больше других — по количеству и охвату смыслов. Да, блин, приехали козаки, совершенно верно, если сейчас поешь тут песню по-украински, это не просто так. Никогда раньше не пытался ни петь, ни даже говорить на этом языке, а вся эта страшная движуха, выходит, заставила меня обратить внимание. Басист тоже несколько украинских песен выучил. Месседж гражданский, — пожалуй, что не сделаете вы нам врагов из украинцев и всего украинского, как бы ни старались. Демон, мы тебя видим.
Потом, сама песня чудесная, мураши по коже, под прической особенно, когда пою, и музыкальность текста, и мрачная красота истории, и её актуальность — это история о манипуляции человеком в своих целях, доверии, обмане и насилии. Кстати, пользуясь случаем: кому украинский родной, извиняйте, если странно звучит, я старался как лучше, а концертную запись не переделаешь — мы ценим аутентичность в этом вопросе. Меня эта песенка зацепила в версии «Воплей Видоплясова», но её много кто ещё пел и будет петь.
Если же говорить о том, что в этой записи мне важно кроме песен, то это неплохо запечатлённая импровизация, то уникальное, что я люблю в музыке больше всего. Особенно импровизация с формой и с моментом, когда люди в ансамбле должны реально чувствовать друг друга на волне, которая в других ситуациях себя не проявляет. Например, мне вдруг посреди песни «Собаки» потребовалось спеть песню Ghost Riders — и банда со мной! Хотя сомневаюсь, что кто-то из них её знал. Или у меня из гитары вылетел джек. Что, обратно его вставлять, что ли? Да ну нафиг. Мне предложена возможность для очередного поворота в драматургии происходящего, лучше сыграть на нем глитч — и оркестр сразу всё понимает, в микросекунду ловит нужный звуковой контекст. Люблю.
— «Ностальгия по настоящему» написана на стихи Вознесенского. В этой связи у меня сразу два вопроса: часто ли вы пишете музыку на чью-то лирику, кроме своей? И второй: песню на эти слова когда-то давно пела группа Стаса Намина. Вы создавали самостоятельное произведение или вдохновлялись их творчеством?
— Музыку к чужим текстам пишу нечасто (есть, кстати у нас ещё одна песня тоже на стихи Вознесенского — «Переезд»), но люблю чужие песни переделывать, что в нынешние постпостмодерновые времена… Впрочем, если подумать, существование песни как жанра всегда так выглядело. На этом альбоме четыре таких, не считая вышеупомянутой украинской народной.
Вознесенский славен, среди прочего, тем, что из его стихотворений, бывает, получаются очень хорошие песни, а Намин сочинил к этому тексту грациознейшую мелодию, которая с ним роднится на нескольких уровнях. Случайно увидел в Ютубе пару лет назад запись 1985 года, Лосев пел и «Цветы», — и все. Мозг решил, что рот должен это сделать, эту мелодию выдуть, не отвяжешься. Провел немало увлекательных часов и дней, аранжируя её для одной бузуки. Она сильно изменилась, там много импровизации, но в основе наминская музыка.
— Вы ведь успели перед сетевым релизом провести презентацию альбома. Как его приняли слушатели? Будете ещё выступать с ним в этом сезоне?
— Поскольку эта программа за прошедший год порядком надоела и нам, и, подозреваю, уважаемой публике тоже, мы решили сделать концепцией презентации принципиальное отсутствие песен с презентуемого альбома. Играли что нам кажется близким сейчас, в эти дни. Хлопали, на бис звали — значит, не противно, а нам играть всегда в радость, и не в какую-нибудь, а самого высшего порядка. Небо спускается на землю, галактики вертятся в сердцах. У нас ближайшее — пара фестивальных выступлений.
— Вашу прошлую пластинку — «Териберку» высоко оценили и критики, и публика. Что вы сейчас готовите, и когда ждать следующего студийного релиза?
— Все вещи для следующего, неловко выражаясь, «оригинального» альбома написаны, мы их репетируем, этому намерены посвятить лето и часть осени. Надеюсь, к зиме сможем записать и выпустить. И надеюсь, что и у нас, и у всех вокруг и везде и впредь будет время, желание и возможность заниматься подобными милыми вещами, а не лазить по грязи с автоматом.
Беседовала Диана Черниченко (Kroogi).
Авторы фото Алёна Али и Анна Лисицына.