Рок-форум. Новая статья-рецензия

Так случилось что в течение 10 дней я узнал творчество группы ОТЕЦ ВАСИЛИЙ & THE KURTENS так хорошо, как при иных обстоятельствах не узнал бы и за год.

ОТЕЦ ВАСИЛИЙ & THE KURTENS «ОТЕЦ ВАСИЛИЙ & THE KURTENS» 2002
(Lem Records/Nausea Production)

Произошло это в любимом мной городе Петербурге. Надо сказать, что до этого я понятия не имел о существовании такой группы. А тут послушав программу Плющева «Серебро» на «Эхо Москвы» (второй раз всего, кстати), заинтересовался необычной группой с лидером русским парнем из Мурманска, ныне без пяти минут гражданином Швеции, и шведами- музыкантами. Плющев, как всегда, показывал своё реликтовое невежество в музыкальных вопросах (не мог, например, отличить Л.Коэна от Дж. (Джо, не путать с Джарвисом) Кокера), и поэтому в основном вёл светскую беседу о шведских анекдотах и тамошней жизни. Но это не помешало разглядеть в Василии весьма интересную личность, а в песнях, большинство из которых он исполнял под гитару соло, неординарное явление. Потом я пошёл в магазин «Караван» и без труда (Питер всё-таки!) купил первый и единственный альбом этой группы, а ещё через несколько дней поприсутствовал на её последнем в России концерте по пути в Швецию в клубе «Орландина». Поэтому, собственно говоря, это не рецензия на альбом, а впечатления от всего мной увиденного и услышанного за этот период от ОТЦА ВАСИЛИЯ & THE KURTENS.

Если сравнивать концерт и альбом, то на концерте из 12 песен альбома было сыграно всего 5 (это в полуторачасовой программе). Я убедился, что у группы имеется полноценный материал на ещё один альбом. Более того первый альбом можно наверное считать отчасти демо-альбомом, потому что в нём собраны довольно разноплановые песни: от двуязычной (русско-шведской) «Собаки», до частушечного «Карлсона», от программной «Заплати» до лирической квази поп-песни «Скажи ей», от почти зеппелинообразной «Лорд гад фит ми» до панковой «Интеллигенты» (куда более крутой и в тоже время умной, чем панк «ручных» Тараканов) и минималистической «Жопа».

На концерте упор был сделан на песни подчёркивающие то, в чём Василий признался ещё в радиопрограмме. Он сказал, что музыкант который в своё время сильнее всех повлиял на него — это Ник Кейв. Однако из всего прослушанного я лично сделал вывод, что это всё-таки русский рок (сколько копий мы сломали по поводу того, что это такое, поэтому сейчас не будем об этом). Но русский рок в новой, действительно новой, его реинкарнации, проросший какими-то неведомыми путями в Швеции и пришедший оттуда в страну победивших земфир и мумиков.

» Мы играем пост-пост модернизм.»- сказал Василий после исполнения первой песни («Собаки»). «Почему два пост?»- спросили из зала. «Потому, что постмодернизм нужно убить!»- последовал ответ. И зазвучала русскоязычная версия Василия песни «First, we take Manhattan» Леонарда Коэна, которая по своей мощной энергетике очень здорово гармонирует как с брутальным и нонконформистским творчеством самого битника Коэна, так и, что удивительно, с русским роком в лучших его проявлениях. В творчестве Василия сошлись русские и западные влияния. Майк и Нейл Янг, БГ и Коэн, Летов и Кейв и ещё много чего (например Веня Дркин) (не говоря уже о жестком музыкальном колорите шведского гитарного драйва). Вот такой новый, незамкнутый на своё родное и в тоже время не слепо копирующий западное рок на русском языке, должен был появиться, и вполне логично, что он появился не в России, а в очень уважаемой мной стране Швеции. Тексты Василия иногда ясны и плакатны, иногда туманны и даже невнятны, как невнятна может быть речь юродивого, неожиданно для себя получившего откровение и незнающего, что с этим делать. Но одно для меня очевидно: в них есть энергетика, в них есть собственное понимание и ощущение, а не отражение интересов какой-то тусовки, сиречь формата.

Я думаю, что в свете всего вышесказанного альянс Василия & The Kurtens с «нашим» «рок-олигархом» Мишей Козыревым невозможен. Об этом говорят и тексты Василия и его высказывания. Дай Бог, чтобы этого не произошло. Возможно тогда у кого-то ещё появится желание «Отдать свой Lem (см. заголовок — Arthur) за пару честных строчек» (песня «Время пиджаков»). А мы скажем, что русский рок-то оказывается жив. Слышь, Пацифист?