Последнее впечатление прошедших выходных…
Василий К. в клубе «Камчатка» (17.10.04)
Легендарная котельная «Камчатка», что на Петроградской стороне, перестала нести свою основную функцию уже довольно давно. А некоторое время назад это место и вовсе было переоборудовано в клуб и по совместительству музей работавшего там некогда Виктора Цоя. Экспонатов, правда, немного – фотографии, печатная машинка, на которой Виктор набивал тексты для литовки, гитара и ещё пара вещей – но какую-никакую атмосферу они создают. В последние месяцы там с завидной регулярностью стали проводиться акустические концерты различных музыкантов. Но как-то бывать на них не случалось. Да и вообще, относилась я ко всей этой идее с клубом на месте котельной очень скептически. Скепсис только усилился, когда в сети были найдены фотографии нынешнего интерьера и планировки. В общем, туда как-то, прямо скажем, не тянуло. Однако в один прекрасный день оказалось, что в данном месте планируется концерт хорошего человека и музыканта Василия К. Поскольку гость он у нас не самый частый, сомнений относительно «идти — не идти» практически не возникло.
Концерт был назначен на восемь вечера, и к клубу мы подъехали в начале восьмого. С момента моего последнего посещения легендарного дворика на ул. Блохина там произошли некоторые изменения. Перед входом в котельную появился барельеф с изображением Виктора Робертовича, на стенах – новые надписи и рисунки, по диагонали от входа в подвал «Камчатки» образовалось ещё одно местечко под названием «Чукотка». Перед входом в клуб к нашему появлению стояло около десятка человек. Входить никто не торопился, из чего мной был сделан вывод, что внутрь ещё, видимо, не пускают… Из-за входных дверей периодически высовывалась некая барышня, и когда кому-то из мёрзнущих таки пришло в голову узнать, можно ли уже внедряться, оказалось, что очень даже можно. Билетами, кои представляли собой маленькие оранжевые прямоугольнички с названием, логотипом и адресом клуба без каких-либо других отметок отоваривали прямо на входе. По ходу дела выяснилось, что заранее билетов на мероприятия в «Камчатке» купить больше нигде нельзя.
Вопреки ожиданиям, помещение оказалось не таким уж маленьким. Зал по размерам сравним с «орландиновским». Слева от входа – бар, справа – непосредственно концертный зал со сценой и несколькими столиками и лавками. Столики ровным старательным почерком исписаны песнями Цоя. Справа от сцены (если смотреть из зала) – туалет, надпись на коем гласила, что во время выступлений он не работает. Логично, с таким-то расположением… Ещё чуть правее – «комната начальника смены», она же гримёрка. Сама сцена несколько больше, чем это представлялось при просмотре фото. Но всё равно больше двух человек разместить на ней достаточно проблематично. В глубине сцены – лайт-бокс с каким-то незатейливым рисунком и строчкой из песни «это странное место Камчатка». Впоследствии, непосредственно во время концерта при выключенном в зале свете всю дорогу приходили в голову самые «лестные» эпитеты в адрес того, кто придумал эту подсветку. Ибо из-за неё сидящим прямо напротив были видны исключительно тёмные силуэты выступающих. А Васину мимику, всё-таки, надо видеть… О попытке что-то заснять речь даже и не шла. Это первый большой минус. Второй минус – просто невыносимый холод. При достаточно тёплом октябрьском дне (на улице было примерно +7), в «Камчатке» царил такой дубак, что пришлось плотно укутываться в пальто и надевать перчатки. И даже это не помогало согреться. А ведь в котельной находились, как никак…
Пока ожидали появления артиста, в зале фонила не очень известная мне музыка, и в одной из песен с удивлением был узнан англоязычный вариант произведения, которое у Василия зовётся «Приведи». В оригинале оно звучало, соответственно как «Bring’em all».
Василий на сцене появился практически вовремя. В белой рубашке и чёрном пиджаке выглядел он очень эффектно. Празднично так. Буквально пару раз на пробу дёрнул струны и тут же одну порвал. Задумавшись на пару секунд, он объявил, что концерт немного откладывается и снова исчез с гитарой в гримёрке. Раздались бурные аплодисменты, после чего Вася выглянул из-за дверей, выдержал театральную паузу, сказал «Спасибо!» и снова исчез. Появился через пару минут, и действо, наконец, началось. В этот раз Василий снова выступал с Хельгой Патаки. Хельга весь концерт обаятельно улыбалась (абсолютно солнечный человечек) и своей игрой на флейте-свирели сказочно украшала практически все песни.
Играли Василий и Хельга около двух часов без перерыва. Из исполненного в голове осели такие произведения как «Я дитя на руках у мужчины…», «Заплати», «Красивые люди», «Время пиджаков», «Филин», «Женщины в кепках», «Приведи», ирландская народная песня про цыгана, «Нам нечего больше бояться…», «Десятый день дождя», «Достоевский жив»… Ближе к середине снова полетела струна. На этот раз Василий менял её уже на месте, а Хельга в это время пошла покурить. Пока она ходила, Вася исполнил блок чужих песен, которые ему самому нравится петь. Так прозвучало два творения пера Ольги Арефьевой, одним из которых оказался «Танец с полотенцем». Здесь последовало Васино замечание о том, что госпожа Арефьева, вообще-то, запрещает кому бы то ни было петь свои песни, но вот он, мол, хочет, и будет петь! Пока она не видит и не слышит. Ещё была отыграна шикарнейшая вещь Вени Дркина «Маргарита», песня Высоцкого, что-то из Летова. И все эти произведения абсолютно разных по стилю авторов звучат в характерной исполнительской манере Василия просто как им самим написанные!
По ходу концерта Вася призывал задавать интересующие вопросы посредством записок или вслух, предварительно «подняв какую-нибудь конечность». Записок замечено не было, но несколько вопросов всё же было задано. Помню, что Василий отвесил реверансы в адрес Ильи Чёрта, немного рассказал о том, что сейчас репетирует с новым электрическим составом, и надеется приехать с ним в ближайшем будущем для выступления в «Орландине».
Под конец из зала стали поступать просьбы исполнить те или иные песни. При упоминании названия «Про Голого и Чёрную Мадам» Васю аж перекосило. Настойчиво требуемый одной юной барышней «Странный ребёнок» тоже не прозвучал. Зато на радость зрителям были отпеты уже практически на бис «Скажи ей» и «Карлссон». Последний сопровождался хоровым пением всех присутствующих. Расходиться не хотели, но пришлось. Около десяти вечера Василий окончательно ушёл со сцены, отвесив публике низкий поклон. Ещё немного времени традиционно было отведено под фото- и автографсессии для страждущих. Артист, что называется, близок к народу. И в этом есть своя прелесть.
Подводя итоги, должна заметить, что все минусы, включая выше упомянутый холод, жуткую подсветку и нашедшегося по традиции среди публики невменяемого товарища, который своими пьяными выходками мешал прослушиванию, один большой плюс в виде душевнейшего выступления Василия и Хельги значительно перевесил. За что им огромнейшая благодарность!
Наташа, Генеральская ДочЬ