Интеллигенты не получат ничего?
Василий К. и ИНТЕЛЛИГЕНТЫ Презентация альбома «Карлик и Бульдог» («Манхэттен», 15.10.05).
После четырёхмесячного перерыва Василий К. снова довёз до Петербурга свой коллектив «Интеллигенты». Второй приезд сей команды в наш город был приурочен к выходу нового альбома под названием «Карлик и Бульдог». Презентация состоялась в арт-клубе «Манхэттен». В программе вечера было также заявлено выступление группы «Война поэтов».
К клубу я, не торопясь, подъехала где-то без пятнадцати восемь. Уже на подходе получила предупредительную смс-ку, что Василий сотоварищи выступают первыми. И войдя, обнаружила музыкантов на сцене. Уже было собралась расстроиться, что начали раньше, и я опоздала, но оказалось, что это всего лишь саунд-чек. Ещё минут пять доводили последние штрихи со звуком, и удалились, чтобы вернуться… через полчаса. За это время «Манхэттен» был уже битком. Посадочных мест хватило далеко не всем, и внушительная часть публики толпилась в проходах. Пока ждали начала концерта, «наслаждались» громогласно звучащим сольным альбомом Михаила Горшенёва. И когда его, наконец, выключили, я лично испытала колоссальное облегчение. Кстати, чем был обусловлен выбор именно этого музыкального сопровождения, мне лично не очень понятно. Но настрою на грядущее действо оно явно не способствовало.
Примерно в полдевятого на сцене появился Василий. Один. И выступление начал с прочтения произведения в стихотворной форме.
Сразу же сорвал овации, во время которых на сцене короткими перебежками появились остальные «Интеллигенты». С момента прошлого приезда в команде сменился барабанщик. Нынешний «хозяин ритма», как его под конец представил Вася, оказался тёзкой лидера — тоже Василием. Гитарист и басист остались те же.
Первым совместно исполненным произведением оказалась заглавная песня с нового альбома — «Карлик и Бульдог». Грянули мощно и сразу настроили на нужную волну. Василий практически сразу объявил, что презентуемый альбом будет отыгран не полностью, ибо музыканты ещё банально не успели отрепетировать все песни. Поэтому далее программа строилась по принципу «отовсюду понемножку». Новый материал чередовался со стареньким, и при этом звучало и то и другое очень органично, как единое целое. Из «свежачка» были отыграны такие вещи, как «Кеша» (о судьбоносной встрече с птицей), «Никуда один», «Пей с ним» (как выяснилось, навеяна произведением Хэммингуэя «По ком звонит колокол»), «Красивые люди», «Алису с собой» (по моему сугубо личному мнению, одна из лучших Васиных песен)… Пронзительная «То, что здесь» прозвучала в сольном Васином исполнении, эдакая акустическая пятиминутка, во время которой остальные музыканты покинули сцену.
Также сольно была отыграна ещё одна композиция. Точно не помню, но вроде бы это была «Безобразны и злы». Все эти произведения, хотя и вышли только-только, уже на самом деле не раз слышаны на концертах-квартирниках, а некоторые и затёрты до дыр на неофициальных дисках.
Из более раннего прозвучали неимоверно порадовавшие «Ты держишь страну», «Монотеизм», «Интеллигенты», «Заплати», «Залив свиней», «Братья»… Последняя была откомментирована Васей примерно следующим образом: «У каждого артиста есть две категории песен. Первая — о том, что он есть. Вторая — о том, кем он хотел бы быть, но ни фига этим не является. Так вот эта песня из второй категории». Вспомнил Василий и про старого доброго дядьку Коэна, которому «и так хреново оттого, что его кинули на некоторое количество миллионов, так ещё и песни его в России поют бесплатно и без разрешения». Под это дело прозвучал «Манхэттен и Берлин».
В концертной программе значились и несколько официально не изданных произведений. «Мировая печаль», песня о родном Василию Мурманске «Неизвестный солдат» и приятнейшая «Weeping song», спетая дуэтом с гитаристом. По словам Васи, обычно эту вещь он исполняет с Юлей Теуниковой, и звучит она как диалог отца с дочерью. В этом же случае слово «daughter» по тексту было заменено на «son» («дочь» на «сын» соответственно), и получился диалог отца с сыном. Под конец песни Вася трогательно по-отечески приобнял своего гитариста за плечо и пропел несколько строк с ним в один микрофон.
Ещё в один из моментов Василий выудил откуда-то губную гармошку, и по ходу одной из песен извлёк из неё некоторое количество звуков.
Звук, надо заметить, был неплохой, но не идеальный. Голос местами был тише, чем хотелось бы, и не всё было разбираемо. Ну и со светом иногда творилось что-то непонятное. Периодически сцену, неведомо зачем, погружали практически в полную темноту. В чём была суть этой задумки — не очень ясно. Но это, на самом деле, мелочи.
Было видно по всему, что «Интеллигентов» самих очень прёт от того, что они делают. Чувствовалось старание и подача. И зрители, и музыканты с течением времени всё больше распалялись. Бас-гитарист к середине концерта и вовсе скинул белую рубаху и пиджак (а все музыканты, кроме барабанщика, как и положено интеллигентам, на сцене появились в пиджаках) и доигрывал оставшуюся часть программы с обнажённым торсом.
Он же снова потрясал своей завидной шевелюрой, демонстрируя её во всей красе. С чувством играл гитарист, с не меньшим чувством выжимал всё из своего инструмента барабанщик.
Но эффектнее всех, без сомнения, как обычно выглядел сам маэстро. Василий — Артист от Бога, каких немного (о! Даже стихами заговорила!). Этот человек просто рождён для сцены. Его авторский и исполнительский талант в сочетании с необыкновенными обаянием и харизматичностью, я уверена, просто не могут никого оставить равнодушным. Его образ и репертуар могут нравиться или не нравиться, но в любом случае эти эмоции будут ярко выраженными.
Истекал второй час действа, накал эмоций достигал своего пика, под конец грянули «Хей-хей, май-май…» и растянувшийся минут на десять «Достоевский жив». Последний сопровождался особенно бурным проявлением себя на сцене музыкантов.
Василий, в частности, припадал на колени, сходил со сцены в зал, как мог выжимал из своей электрогитары последние соки, и напоследок порвал таки на ней почти все струны, после чего оставил гудеть на столике с «продажным искусством». Общий поклон — и музыканты покидают сцену. Бурные овации не смолкают несколько минут, только набирая силу. Артисты возвращаются и под непрекращающиеся аплодисменты хором акапельно выдают финальную «Слава тебе яйца». На этом двухчасовое фееричное представление подходит к концу.
В этом месте заканчиваются все слова, их просто не хватает, чтобы описать всё то, что во время и после всего этого творилось в душе. Это было волшебно, чудесно, изумительно, восхитительно, потрясающе… (дальше желающие могут взять словарь синонимов и продолжать ряд эпитетов, пока слова не закончатся совсем). Уж на что я избалована всяческими музыкальными и околомузыкальными мероприятиями, но ни один Васин концерт не могу назвать «проходным». И этот тем более!
После всего этого великолепия на сцене ожидалось появление «Войны поэтов». Но очень хотелось задержать появившийся после выступления «Интеллигентов» душевный подъём и не дай Бог не испортить впечатление. А что-то подсказывало, что лучше явно не будет. И видимо такие мысли посетили не только меня, ибо народ массово повалил из зала, и сидеть там осталась максимум четверть публики. Ну и мы на первых аккордах выступления данной команды покинули помещение клуба.
Хочется ещё раз выразить мою огромную благодарность всему образованию под названием «Василий К. и Интеллигенты» в целом за чудный концерт. Болею за вас всем сердцем и искренне желаю покорения самых высоких вершин. И отдельные special thanks непосредственно самому Василию за возможность посетить сие мероприятие absolutely for free.
Вася, как же замечательно просто одно то, что ты есть!
P.S. 19 ноября Василий К. в «Камчатке». Всем быть в обязательном порядке!
Наташа, Генеральская ДочЬ
Сентябрь 2005г.