Василий К. и Хельга Патаки в «Камчатке» (19 ноября 2005г.)
Василий К. в последнее время посещает наш город с завидной периодичностью. За три осенних месяца он приезжает к нам уже третий раз. И каждое появление являет его в разных ипостасях. Сначала это был полноценный электрический концерт с группой, потом сольное акустическое выступление, а теперь — снова акустика, но уже в дуэте. С верной боевой подругой Хельгой Патаки. Мероприятие имело место быть в музее-клубе «Камчатка».
В этот день я как-то хронически везде опаздывала минут на десять. Вот и в «Камчатку» влетела уже в начале восьмого, буквально за пару минут до того, как Василий и Хельга появились на сцене. И буквально сразу была шокирована количеством втиснувшейся в клуб публики. В принципе, на Васины концерты сюда всегда приходило немало народу, но сейчас клуб был просто битком. В процессе Администрации даже пришлось убрать парочку столов, чтобы народ мог хоть чуточку свободнее себя чувствовать. Также поразила ещё одна деталь. В Камчатке значительно расширили площадь сцены путём снесения места общего пользования, а также сломали полстенки у барной стойки. Теперь артистам не приходится тесниться в уголке, зато зрители нынче пользуют WC, который раньше являлся артистическим (ибо он смежен с комнатой, которая была отдана под гримуборную). На заднике сцены ещё повесили достаточно приличных размеров баннер с портретом Виктора Цоя и выходными данными клуба.
Ну а теперь непосредственно о выступлении. Василий никогда не играет двух одинаковых концертов. Программа каждого следующего отличается от предыдущего как минимум процентов на тридцать. И каждый раз у него заготовлены какие-то сюрпризы. Например, на описываемом концерте зрителям посчастливилось услышать от него версию композиции Майка Скотта «Peace of Iona» (надеюсь, правильно воспроизвела название). Плюс к тому он вспомнил песнь, с которой, по его словам, выступал ещё в 1985г. в школе родного Мурманска. Сильная оказалась вещь. Точных цитат сейчас не приведу, но в припеве было про то, что «нету у Васи ни рук, ни ног, но уважает он только хард-рок». По окончании исполнения кто-то в зале заметил, что, мол, руки-ноги то отросли. И из другого угла последовал вопрос: «Не мешают?». После этой вещицы Вася спел ещё одну песню о себе любимом — которая про Васю-классика. Были, впрочем, и гораздо более знакомые широкому слушателю композиции, как то: «Мы — все», «Я дитя на руках у мужчины…», «10й день дождя», «Экзистенциализм», «Заплати», «Я скажу «О» (за нё отдельное grand merci), две песни о птичках — «Филин» и «Кеша». На последней Хельга ловко управлялась с мелодикой, свирелью и мягкоигрушечным Кешей одновременно.
В этот вечер что-то не заладилось со струнами. Уже на второй-третьей песне Вася лишился одной из них. Буквально минут через десять-пятнадцать — ещё одной. Когда же в расход пошла третья, Вася не выдержал и объявил перекур. Ибо три струны за одно отделение — это слишком. Прямо Лёня Фёдоров в лучшие времена! Паузы во время замены струн Хельга заполняла, импровизируя на свирели.
Проблемы были и с текстами. Пару раз Василий путался в строчках, а во «Времени пиджаков», которая открывала второе отделение, и вовсе настолько его заклинило, что песня была брошена недоигранной и оставлена на потом. Позже к ней таки вернулись, и со второй попытки всё прошло гладко.
Вместо «брошенной» композиции, второе отделение в итоге было открыто песней, которая, по словам Василия, больше соответствовала его ощущениям на данный момент — «5 негров и пурга». Тема «дружбы народов» была продолжена «Цыганом». По произнесении многозначительной фразы «Звукорежиссёры бывают разные…» последовала песнь про Антона. А ближе к концу Василий предложил зрителям воспользоваться остатками своего терпения, дабы осилить его полотно (иначе не сказать) «Про Голого и Чёрную мадам». Длиннющая баллада, текст которой я, наверное, не запомню никогда.
Часть номер два тоже не обошлась без порванных струн. Это была уже четвёртая! И тут уж Вася не выдержал и разразился тирадой, основной смысл которой заключался в том, что, наверное, где-то существует таки «Бог, бля, струн», и, мол, может быть кто-то знает, как ему молиться? Также Вася сказал, что точно на таких же как у него гитарах играют Майк Скотт и кто-то ещё, и задал риторический вопрос: «Интересно, они тоже на концертах так мучаются?».
В процессе выступления Василий рассказал, что собирается записывать песню с Кириллом Комаровым. Кстати, текст этой самой песни мне было перепоручено распечатать из инета и принести на концерт. С боем, но поручение выполнить удалось.
Закончилось второе отделение исполнением песни «Пока». Красивая вещь, люблю её! Понятное дело, что просто так Васю отпускать никто не собирался. И тут случился праздник на улице тех, кто почти с первых минут упрашивал его спеть «Монотеизм». Просили — получите! И здесь, вы не поверите, порвалась пятая струна… Дальше инструмент на прочность испытывать не решились.
Концерт закончился около половины десятого… И несмотря на все накладки и неувязочки, оставил вполне приятственное впечатление! Спасибо Васе и Хельге за их настоящесть!
P.S. 24 декабря в клубе «Манхэттен» Василий К. и «Интеллигенты» в электричестве.
Наташа, Генеральская ДочЬ
Ноябрь 2005г.