CD:
DVD (презентация альбома «слава богу» с московском клубе Mezzo Forte в 2011 году):
|
– Василий, расскажи, как рождался альбом «Териберка» и какую роль в этом процессе сыграла одноимённая местность?
– Каждый мой альбом – это рассказ о том, как я жил в последнее время, что чувствовал и о чём думал. Рассказывать лучше получается музыкой, а не словами –
звуком, даже звуком голоса, игрой, грувом, аранжировкой, тонким многослойным взаимодействием культурных кодов и личных переживаний в невербальном пространстве. Безусловно, это труднее считывать, если вообще возможно в полной мере другому человеку, но я чувствую, что в этом я… максимально правдив, скажем так. Я отдаю должное поэзии, и никуда мне от неё не деться, но звук глубже слова, и куда первичнее.
Когда прошлой осенью я оказался в Териберке, умирающем посёлке на северном берегу Кольского полуострова, то пережил что-то очень глубокое. Альбом к тому времени уже обретал формы, и я остро почувствовал этот звук из песка, скал, волн Баренцева моря, ветра, опершись на который можно стоять и не падать, из полуразрушенных домов. Так люблю эту красоту распада, когда природа медленно, с печальной любовью, стирает то, что мы наваяли в нашем стремлении прогнуть её под себя. На севере это особенно впечатляюще. И не только звук, который я играю, – я сам из всего этого вышел, туда и вернусь с благодарностью.
– Какие чувства, ощущения, мысли скрываются для тебя за словом «Териберка»?
– Я родился и вырос в Мурманске, от него до Териберки три часа на машине. Потом открывал для себя мир и жил во многих местах. В последние годы на меня просто обрушилось то, что я всю жизнь видел в своём отце (а он из Сибири): любовь к родным местам.
Когда получается приехать на Кольский полуостров, то испытываю чувство высшего покоя, но не покоя бездействия, а покоя силы и мудрости – как будто превращаюсь в богоподобного неуязвимого персонажа какого-то древнего эпоса, и с этим чувством проживаю каждую секунду. Понятно, что в этом ничего нового, что это, скорее всего, типовая фаза жизни. Но сильно и довольно неожиданно – я до этого был вроде как космополитом и идеологически таковым остаюсь – пришло такое вот чувство на каком-то глубинном уровне…
– Что-то вроде патриотизма?
– Нет, ничего общего с патриотизмом это не имеет, скорее денонсирует его окончательно. Крайне глупым представляется думать, что это чувство может быть почему-то связано с неким государством, национальностью и всей прочей подобной незначительной шелухой. Потом слово просто клёво звучит: Териберка! Музыкально. Когда альбом был почти готов, написалась одноимённая песня, в которой получилось найти какие-то слова и выразить, что это название теперь для меня значит.
– Про группу Василий К. & Интеллигенты пишут, что она движется от традиционного рока к импровизации и рок-эклектике. Какие новые музыкальные эксперименты вы предпринимали в «Териберке», и чем они были навеяны?
– Тем, что мы растём и развиваемся, конечно, как любое существо и любая сущность. Что меня самого удивило, в этот раз у нас как-то сами собой подружились… народная музыка, грубо говоря, потому что много инструмента бузуки, и атональная свободная импровизация – великое движение, моя последняя любовь в музыке. В трёх предыдущих альбомах и в сопутствующей им концертной деятельности мы много игрались с электроникой танцевально-секвенсорного характера. Сейчас поднадоело, и мы постарались записать музыку максимально живую, во многом спонтанно и импровизированно. Значительная часть материала записана в студии всеми одновременно, а не по трекам, когда инструменты записываются по очереди. Есть немного экспериментальной электроники, но она тоже живая, вся в реальном времени и руками, а не программами. Басист поменял бас-гитару на контрабас, а гитарист наиграл всякого на фортепиано.
Что ещё хотел бы сказать об этом альбоме: он больше всех из моих «песенных» (я не говорю сейчас об инструментальной музыке) воплощает связь с другими людьми и вообще с чем-то за непосредственными пределами моего эго. В нём есть песня на стихи Николая Гумилева, ариозо про любовь и богатство из оперы «Снегурочка», песня моего друга Кирилла Комарова, замечательного автора из Питера, песня Дмитрия Ткача, с которым мы вместе поднимали знамя неоромантики в Мурманске начала 90-х, песня огромного поэта из Перми Антона Бахарева-Чернёнка, с которым подружились недавно, польская народная песня, – все пересказывают большие истории, которые тысячелетиями разыгрываются снова и снова в людских судьбах. Старый друг и земляк Миша Запаско сделал фотку для обложки, которая очень точно поймала териберское настроение.
– Ты сказал, на альбоме звучит этнический инструмент бузуки. Как он у тебя появился и как тебе ощущения от игры на нём?
– Бузуки я купил пару лет назад на Крите, эта штука в греческой народной культуре имеет значение, сопоставимое с гитарой в российской и западной. Подозревал, но не мог представить, что эти восемь струн подарят мне столько открытий.
– Что группа «Василий К. & Интеллигенты» планирует делать дальше?
– У нас сейчас гастрольный тур по десяти городам, где мы будем играть этот альбом целиком, а потом посмотрим. Мы не про достижения, а про процесс, когда мы просто играем вместе. Это гармония, самоценная и недостижимая другими социально приемлемыми способами…
Беседовала Галина Музлова (Kroogi)
Аккорды
Андромахия
Вступление, проигрыш 1,2
| Em | D | C | G |
Куплет
| Hm | A | G | D |
Припев 1, 2
| Dm Am | Bb Gm | Dm C | Bb Bb A7 |
| Dm Am | Bb Gm | Dm C | Bb Bb C | D9 | D9 |
Припев 3
| Em Hm | C Am | Em D | C C H7 |
| Em Hm | C Am | Em D | C C D | E9 | E9 |
Проигрыш 3
| Am Em | F Dm | Am G | F F E7 | x3
| Am Em | F Dm | Am G | F F G | A9 |
Возлюби
Шестая струна D
| D | C |
Вороной
| Dm | Gm A7 | Dm | Gm A7 |
| F | C Bb | Bbm Am7 | Dm | Dm |
Зеленый жбан
| A | A | Dm | F A | Dm A | Dm A | Dm |
Не смогу
Шестая струна D
| Dm | Dm | G | Dm | G | F | C | Dm | Dm | Cm | Dm |
Скажи ей
Куплет, проигрыш
| Gm | Eb | Bb | F |
Припев
| Eb | Bb | D | Gm F | Eb | Bb | F | Edim | D | D |
Люби луну
Куплет 1-4
| Em7 G | Dsus Em7 | Em7 G | Dsus Em7 |
| C9 G | Asus7 Em7 | G Asus7 | Dsus Em7 |
Припев
| Am Em | Am Em | G Am | D Em |
| Am Em | Am Em | G Am | D Em |
| G Am | D Em |
Куплет 5 (Я разогнал друзей…)
| C | C | E | E | C | C | Em | Em |
| C | C | Eb | Eb | Cm | Cm | Gm | D9 |
Пьяный дервиш
Вступление, припев
| Dm Am | G Am A7 | Dm Am | G Em | Am | G Bb Am |
Куплет
| Am | G Am | Am | Em Am | C Gm | A7 Dm |
Ариозо Мизгиря
Записано с бузуки. При желании сыграть на гитаре в стандартном строе удобнее перенесnи все на тон выше, в Dm.
| Cm | Cm | Cm | Cm | Fm6/D G | Cm | Cm |
| Cm | Cm | Cm | Cm | Fm6/D G | Cm | Cm |
(Там на дне морском…)
| Fm6/D | Fm6/D | Fm6/D G | Cm |
| Fm6/D | Fm6/D | | Fm6/D D | Eb |
| Bb | Bb | Bb Eb| Bb | Bb7 | Bb Eb | Fm G |
(Со мной сменяться хочешь…)
| Cm | Cm | Cm | Cm | Fm6/D G | Cm Cm |
| C | C | Db | Db | G | G | Cm | Cm | Cm | Cm |
Мы, чобаны
Вступление, припев
| F | F | C | D | Am | Am |
| F | F | C | E | Am | Am |
Куплет
| Am | Am | G | Em |
Себастиан
| Dm Am | G Am |
Дымы деревень
Вступление, куплет 1
| C | Am | C Am | C Am | Bb |
(Но подумаешь ли о том…)
| D |
(А не я ли… )
| D | D | Hm | Hm | G | G | A | A |
(А не я ли расслаивал свет земной…)
| G | G | Em | Em | C | C | D | D |
(Дымы деревень…) кода
| G | G | Em | Em | C | C | Eb | Eb | G | G |
Териберка
Песня сочинена и записана на бузуки, под ее строй. При желании сыграть ее на гитаре в стандартном строе перенеси все на тон выше, в Dm.
Вступление, проигрыш, куплет 1, 2, 4
| Cm | Cm | Cm | Cm |
| Eb9 | Bb/D | Bbm/Db | Fsus/C | F/C |
Куплет 3 (Мое тело из песка…)
| Am |
(И дырявые суда…)
| F |