rockmusic.ru. Статья о «Весенних трелях Петра Акимова в ЦДХ»

Мало кто будет спорить с тем, что русский рок — это, прежде всего, текстовая культура. Как известно, поэт в России — больше, чем поэт, а поэт с гитарой — это для нашей страны вообще настолько круто, что об аранжировках и думать на надо, не нужны они вовсе. Не знаю уж, кто придумал эту глупость, но как-то так повелось у нас — главное, чтоб тексты были хорошие, а уж какая там музыка звучит, никого особо не волнует… В некоторых случаях это действительно верно — как известно, попытки аранжировать песни Дягилевой, Башлачёва и Высоцкого не принесли ничего хорошего, их песни могли исполняться только одним образом — сорванным голосом, под ненастроенную гитару. Но, всё-таки, большинство так называемых рок-бардов совершенно зря не пытаются аранжировать свои произведения, всё больше и больше укореняя в массовом сознании стереотипное восприятие всей русской рок-музыки.

Весенние трели Петра Акимова в ЦДХ

Однако есть в нашей стране замечательные музыканты-аккомпаниаторы — те, кто практически всегда остаются в тени «звезды», их имена не пишут большими буквами на афишах, но именно благодаря им песни обретают ту форму, в которых их любят и помнят поклонники. На западе профессиональные аккомпаниаторы, аранжировщики или, если хотите, саундпродюсеры знаменитых исполнителей, уже давно знамениты не как «тот чувак, который играл с Самим», а просто как самостоятельные музыканты. Примеров множество — это и Джон Пэриш (John Parish), и Джим О’Рурк (Jim O’Rourke), и Марк Рибо (Marc Ribot), и много кто ещё. Конечно, в большинстве случаев сольная карьера этих музыкантов началась гораздо раньше, чем они начали сотрудничать с более знаменитыми артистами, но всё же «раскрутились» они именно как аккомпаниаторы — уже потом их сольные альбомы стали мести с прилавков, намного позже…

В русском роке таких знаменитых аккомпаниаторов раз, два и обчёлся. Лично мне на память приходят только несколько имён — Зубарев, Курылев, Сакмаров (в первую очередь вспоминаются именно они, поскольку они уже успели запомниться не как участники знаменитых групп, а как лидеры своих сольных проектов) и Акимов. Наверное, можно покопаться и вспомнить ещё многих, но я не стану сейчас этого делать, ибо имя героя, про которого и написан это репортаж, уже прозвучало — Пётр Акимов, самый известный виолончелист русского рока. Какой из команд Петр больше всего обязан своей локальной известностью — непонятно, равно как и неясно, какая из групп у нас более популярна и популярна ли вообще — «Ковчег» или «Выход»? Думаю, что всё-таки «Ковчег», хотя надеюсь, что я ошибаюсь… Впрочем, даже у тех, кто никогда не слышал ни Арефьеву, ни Селюнина, было достаточно способов отметить превосходную игру Петра Акимова — его виолончель звучит на альбомах «Аквариума», «Наутилуса», «Колибри» и даже на аукцыоновском «Жильце Вершин» — его дискография настолько необъятна, что непонятно, как Пете до сих пор удаётся быть таким незаметным. Ведь с кем бы он ни играл, всегда можно было безошибочно определить, что играет именно он — у Петра есть своя неповторимая манера игры, так необходимая профессиональному музыканту. Впрочем, в большинстве случаев то, что на виолончели играет именно он, и так понятно, даже не нужно проверять это по обложке диска — других виолончелистов в русском роке я что-то не припомню. Ни Севу Гаккеля, ни Александру Никитину уже давно не видно на московской сцене…

В минувший четверг в Центральном Доме Художника состоялся мини-фестиваль «Весенние трели Петра Акимова», в котором приняли участие многие музыканты, которым довелось работать с этим замечательным музыкантом. Старую гвардию рокеров представляли СиЛя, Сергей Калугин и Ольга Арефьева, которая, стоит заметить, не то чтобы похудела, но скорее усохла и очень сильно стала напоминать Майю Плисецкую (надо полагать, что такова жертва её последнему увлечению танцами, а танцует Ольга и впрямь замечательно). Но лично меня куда больше порадовало, что Пётр Акимов всё никак не может остановиться в своём творческом поиске и не пропускает возможности посотрудничать с молодыми талантливыми музыкантами — кроме заслуженных деятелей русского рока в «Весенних трелях» также отметились очаровательная Юлия Теуникова и Василий К., очередной раз приехавший в Москву из Швеции — надеюсь, в этот раз надолго. Кульминация вечера пришлась как раз на выступление Васи — их совместное исполнение «Тум-балалайки» не оставило у меня никаких сомнений в том, кто скоро станет главным андеграундным деятелем, чьи концерты будут собирать аншлаги в «Запаснике» и «Проекте О.Г.И». Поверьте, так оно и будет — если, конечно, Вася опять не уедет в Швецию…

Но, конечно, приятнее всего было смотреть не на сменявших друг друга авторов-исполнителей, а на самого главного героя вечера. Пётр сбросил извечную маску скромника, наконец почувствовал себя не аккомпаниатором, а суперстаром, и, надо сказать, вёл себя соответствующе — извивался на стуле, орал в микрофон и даже немножечко полапал за талию Ольгу Арефьеву… А потом брал в руки смычок и выдавал такое, что оставалось только выдохнуть: «Ай да Петька! Ай да сукин сын! Ай да русский рокер, растуды его туды!»

Глеб Лисичкин, специально для РокмЬюзик.Ру